Найти тему

Дети в семье. Психология взаимоотношений. Екатерина Бурмистрова.

5/10.

Очень рекомендовали (в Прегги в том числе) эту книжку именно как маме двоих и больше детей. Но я читала долго, мне сложно заходили, неинтересно - абсолютно нет параллели с конкретно моими ситуациями, поэтому наверное растягивала ее как могла.

В общем, эта история о том, как подготовить первенца к появлению нового члена семьи, как справиться с детской ревностью и сделать так, чтобы дети на всю жизнь стали по настоящему родными и близкими людьми. Одна из целей книги - показать, насколько можно урегулировать отношения между детьми, насколько можно их улучшить.

Очень много повторяющихся мыслей из главы в главу, это немного напрягает. Прямо постоянным рефреном.

Включение отца максимально, послеродовой период посвятить восстановлению, начать адаптация старшего за месяц-два до родов. Подарить подарок от новенького. Заблаговременное отлучение от груди старшего, от прогулок в коляске, от совместного сна в родительской кровати, приучать к расставанием с мамой на некоторое время и самостоятельному засыпанию.

Приведены примерные специфические трудности при различной разнице между детьми. 

Ситуациям с погодками уделено гораздо меньше внимания, чем ситуациям с более существенной разницей в возрасте. Хотя есть главы им посвящённые, а также близнецам-двойняшкам.

Для меня оказалась малополезной. С большинством ситуаций я не сталкивалась и уже никогда не столкнусь. Они были превентивно решены. Видимо интуитивно. 

Ниже цитаты и мысли, которые откликнулись лично мне.

***

Чем больше включённость папы, тем выше уровень благополучия всей семейной системы.

***

Опыт отношений с братьями и сёстрами, вынесенный нами из детства, играет определяющую роль в формировании нашей родительской позиции.

***

Часто женщина путает сказанное и подуманное.

***

Чтобы подготовить старшего к рождению младшего, мы учим его трём вещам: уметь подождать, выражать свои желания словами и чувствовать состояние взрослого. Такая работа с нормальным детским эгоцентризмом ребёнка, которая

начинается с обозначения желаний мамы, это база для того, чтобы не возникло патологической ревности.

***

С рождением следующего ребёнка любовь не делиться, а умножается. 

***

Важна синхронизация режимов.

***

Приспосабливаться должен младенец.

***

Полномочие старшего должны быть введены в семье как простые правила - что можно делать с малышом, а что нельзя.

***

Все проявления регресса лечатся вниманием.

***

Мы сами строим самооценку нашего ребёнка.

***

Мы абсолютно не можем повлиять на индивидуальные качества детей. 70% качеств в человеке даются сразу от рождения, и только 30% поддаются огранке воспитания.

***

Братьев и сестёр сравнивать нельзя.

***

Сравнения не в пользу того, с кем говорят, - один из базовых способов авторитарной педагогики.

Там, где хочется сравнить - хвалить. Обращать внимание на желаемое поведение и игнорировать нежелаемое.

***

Учитесь видеть в детях не столько их сходство - сколько их личностную индивидуальность и различия. С раннего возраста следует формировать у каждого ребёнка особую «зону успешности». 

***

Если возник конфликт между сиблингами, то встраиваться, включаться в него нужно, только если вас позвали. Одно из самых важных умений, которому вы можете научить собственных детей, это ставить ссору на паузу, прерывать конфликтное взаимодействие, делать брейк - разбежаться, а потом вернуться к ситуации. Слышите - уровень конфликта стал выше, - раз, и развели в разные стороны, дали поиграть по одиночке, т.е. вы регулируете ситуацию. 

***

Стоит избегать постоянно обязывать детей играть или быть вместе.

***

Не стоит отдавать детей одному педагогу или в одно учебное заведение, если уровень способностей разный. 

***

«Детский коммунизм» порождает безответственность и ведёт к обострению конкуренции.

***

Некоторые переживают сам момент появления малыша спокойно, но на этапе ползания старшие дети могут реагировать болезненно.

***

Объявить 80% игрушек общими.

Кто первый взял, тот и играет. Отбирать нельзя. Если возникло отбирание, игрушка не достаётся никому.

***

Задача родителей - понять уникальность каждого ребёнка и создать ему личную не только зону в доме, но и личную нишу успешности, развития.

***

Уровень конкуренции в раннем возрасте никак не сказывается на качестве отношений, когда дети вырастут. Количество ссор в дошкольном возрасте - функция близости детей.

***

Внимание родителей - главный трофей во всех детских ссорах.