5/10.
Очень рекомендовали (в Прегги в том числе) эту книжку именно как маме двоих и больше детей. Но я читала долго, мне сложно заходили, неинтересно - абсолютно нет параллели с конкретно моими ситуациями, поэтому наверное растягивала ее как могла.
В общем, эта история о том, как подготовить первенца к появлению нового члена семьи, как справиться с детской ревностью и сделать так, чтобы дети на всю жизнь стали по настоящему родными и близкими людьми. Одна из целей книги - показать, насколько можно урегулировать отношения между детьми, насколько можно их улучшить.
Очень много повторяющихся мыслей из главы в главу, это немного напрягает. Прямо постоянным рефреном.
Включение отца максимально, послеродовой период посвятить восстановлению, начать адаптация старшего за месяц-два до родов. Подарить подарок от новенького. Заблаговременное отлучение от груди старшего, от прогулок в коляске, от совместного сна в родительской кровати, приучать к расставанием с мамой на некоторое время и самостоятельному засыпанию.
Приведены примерные специфические трудности при различной разнице между детьми.
Ситуациям с погодками уделено гораздо меньше внимания, чем ситуациям с более существенной разницей в возрасте. Хотя есть главы им посвящённые, а также близнецам-двойняшкам.
Для меня оказалась малополезной. С большинством ситуаций я не сталкивалась и уже никогда не столкнусь. Они были превентивно решены. Видимо интуитивно.
Ниже цитаты и мысли, которые откликнулись лично мне.
***
Чем больше включённость папы, тем выше уровень благополучия всей семейной системы.
***
Опыт отношений с братьями и сёстрами, вынесенный нами из детства, играет определяющую роль в формировании нашей родительской позиции.
***
Часто женщина путает сказанное и подуманное.
***
Чтобы подготовить старшего к рождению младшего, мы учим его трём вещам: уметь подождать, выражать свои желания словами и чувствовать состояние взрослого. Такая работа с нормальным детским эгоцентризмом ребёнка, которая
начинается с обозначения желаний мамы, это база для того, чтобы не возникло патологической ревности.
***
С рождением следующего ребёнка любовь не делиться, а умножается.
***
Важна синхронизация режимов.
***
Приспосабливаться должен младенец.
***
Полномочие старшего должны быть введены в семье как простые правила - что можно делать с малышом, а что нельзя.
***
Все проявления регресса лечатся вниманием.
***
Мы сами строим самооценку нашего ребёнка.
***
Мы абсолютно не можем повлиять на индивидуальные качества детей. 70% качеств в человеке даются сразу от рождения, и только 30% поддаются огранке воспитания.
***
Братьев и сестёр сравнивать нельзя.
***
Сравнения не в пользу того, с кем говорят, - один из базовых способов авторитарной педагогики.
Там, где хочется сравнить - хвалить. Обращать внимание на желаемое поведение и игнорировать нежелаемое.
***
Учитесь видеть в детях не столько их сходство - сколько их личностную индивидуальность и различия. С раннего возраста следует формировать у каждого ребёнка особую «зону успешности».
***
Если возник конфликт между сиблингами, то встраиваться, включаться в него нужно, только если вас позвали. Одно из самых важных умений, которому вы можете научить собственных детей, это ставить ссору на паузу, прерывать конфликтное взаимодействие, делать брейк - разбежаться, а потом вернуться к ситуации. Слышите - уровень конфликта стал выше, - раз, и развели в разные стороны, дали поиграть по одиночке, т.е. вы регулируете ситуацию.
***
Стоит избегать постоянно обязывать детей играть или быть вместе.
***
Не стоит отдавать детей одному педагогу или в одно учебное заведение, если уровень способностей разный.
***
«Детский коммунизм» порождает безответственность и ведёт к обострению конкуренции.
***
Некоторые переживают сам момент появления малыша спокойно, но на этапе ползания старшие дети могут реагировать болезненно.
***
Объявить 80% игрушек общими.
Кто первый взял, тот и играет. Отбирать нельзя. Если возникло отбирание, игрушка не достаётся никому.
***
Задача родителей - понять уникальность каждого ребёнка и создать ему личную не только зону в доме, но и личную нишу успешности, развития.
***
Уровень конкуренции в раннем возрасте никак не сказывается на качестве отношений, когда дети вырастут. Количество ссор в дошкольном возрасте - функция близости детей.
***
Внимание родителей - главный трофей во всех детских ссорах.