Больше трех лет назад, 12 декабря 2018 года в Кабардинке штормом вынесло на берег в районе мыса Дооб африканский сухогруз RIO. Представьте, какой силы были ветер и волны, что сорвали с якоря корабль, который ждал своей погрузки в морском порту Новороссийска. Говорят, волны тогда достигали в высоту от 5 метров!
А теперь представьте, что испытал африканский экипаж, когда его несло в неизвестность на судне длиной 146 метров, шириной в 22 и весом 1,6 тысяч тонн! Моряки подали сигнал бедствия, но из-за 8-балльного шторма никто не смог прийти на помощь. Стало понятно, что огромнейший корабль на всех парах приближается к берегу и участь людей и самого судна могла быть печальной…
Теперь RIO, бороздивший морские просторы с 1985 года, когда он впервые встал на воду, сиротливо и вынужденно стоит на мели на диком пляже Краснодарского края.
В скором времени некие предприимчивые дельцы выкупили сухогруз у владельца-жителя страны Того, а после неудавшихся попыток восстановить судно, организовали экскурсии. При этом власти Кабардинки не согласовывали проведение экскурсий, хотя с документами у новых владельцев вроде бы как бы все ОК.
RIO распилят или пустят на воду?
Пока что доступ к кораблю свободный, но бизнес есть бизнес, и коснулся он даже африканского судна.
Подойти к кораблю по многочленным тропам можно бесплатно. Мы заехали через Кабардинку, проехали СНТ «Дооб», максимально близко подъехали к тропе, и из-за того, что было влажно, моросил дождь, мягкая скальная порода размокла, а камни стали скользкие, мы оставили машину в одном из «карманов». Кроме этого, до корабля бизнесмены организовали туры на квадроциклах и летом на катерах.
Тропа стихийная и относительно новая, поскольку RIO - очень молодая достопримечательность.
- Насчёт грязи
Поскольку берег, к счастью, не чернозем, за обувь мы не особо переживали. Я вообще была в светлых кроссовках, и белая грязь от цементных отложений отлично вписалась)) Единственное, что налипшие на обувь комья вперемешку с кусочками скалы были тяжеловаты и скользили по склону.
Поэтому, друзья, в таких скальных местах и подобных погодных условиях лучше использовать трекинговые ботинки!
На спуске вам встретится стихийный монумент, перевязанный атрибутом современности - медицинскими масками, на котором обозначена дата морского ЧП, а также качели.
Так, если вы захотите подняться на сам корабль, походить по нему, залезть в трюмы, поглазеть, чем жили африканские мореходы, пройтись по всем отсекам, рассмотреть мотор, включается бизнес и режим «все по 500». Да, вы все правильно поняли. За каждый (!) из пунктов смотритель с вас потребует «пятихатку». Для этого на балкер поселили охранника и экскурсовода, укрепили лестницу и поставили камеру.
Смотритель рассказал нам, что:
- ему не платят зарплату уже почти год, ежемесячно он получал 10 тысяч рублей. Сейчас ему должны около 100 тысяч,
- в скором времени RIO якобы распилят и распродадут на запчасти и металлолом.
Ну как же я рада, что успела на нем побывать, ведь сегодня стало известно, что сухогруз выставили на продажу за 50 миллионов рублей (объявление оказалось фэйком). Как бы то ни было, в конце прошлого года Владимир Путин подписал закон о присоединении России к международной конвенции «Об удалении затонувших судов». Это значит, что RIO, представляющий опасность морской среде, должен быть уничтожен в любом случае. Самым оптимальным вариантом для владельцев судна будет пуск его на металлолом, даже несмотря на то, что на вывоз частей потребуется многовато ресурсов.
Звук корабельного колокола на сухогрузе РИО в Кабардинке
Мысли вслух о внутреннем туризме, комьях грязи и плате за фото
Несмотря на желание властей Кубани максимально развить внутренний туризм, он в регионе, честно говоря, в полном том самом месте. Все классные места в крае - труднодоступные, что, с одной стороны, отлично: они хоть и мейнстримные (в рамках региона), там все равно не так много людей. Во-вторых, в связи с этим и появляются сложности: доехать, дойти, докарабкаться. Везде грунтовка, нет экотроп, лавочек и лесенок, но зато бесплатно.
А учитывая то, как организуется в Краснодарском крае сервис, я считаю, что пусть все остается на своих местах. Я лучше пролезу и испачкаюсь, чем заплачу за то же самое. Потому что, имхо, из-за «освоения» какого-то объекта он может стать реально убогим. Как сделано, к примеру, с доступом на косу в ст. Благовещенской под Анапой, вход на многие другие дикие пляжи, а также в ооочень популярное Гуамское ущелье (да-да, туда тоже раньше можно было пройти бесплатно). Об этих местах я тоже обязательно напишу!
Также деньги берут за вход на все достопримечательности на территории Кавказского биосферного заповедника (это все о Сочи), где установлена лишь будка для сбора дани с туристов под видом экосбора (против платы я ничего не имею, но, как известно, требуешь - соответствуй). По факту получается, что отдаешь деньги за фотки на фоне гор, ущелий, фонтанов и т.д.
Оставляю вам геотег. Буду рада подписке на мой канал о путешествиях!