Найти в Дзене

Толстой плачет, Данилов вернулся в прозу, а Вагнер продолжает мучать

Расскажу о трех новинках первого полугодия 2022 года от российских авторов

Каждый год молодые и не очень писатели-современники выдаю на-гора детективы, антиутопии, драмы. Эти произведения свежи, оригинальны и обязательно уже получили какие-либо престижные российские награды. Вот о таких новинка я и поведаю, опустив, по-возможности, спойлеры, и сделав ставку на «околосюжетную» информацию.

О ценности сострадания и эмпатии

Художница и картограф, а по образованию – графический дизайнер Катя Гущина в 2021-м году к 100-летию Андрея Сахарова устроила в Москве выставку графики, представив на суд публики свое видение жизни академика и его борьбы с тоталитарным государством. В ее основу легла магистерская работа Кати, которую она представляла на защите в ВШЭ - графический роман, выполненный в технике сухой иглы.

А в 2017-м, когда Гущина заканчивала там же бакалавриат, вышла ее первая книга - «Сумасшедший год», посвященная поездке в Иран, в 2018-м — тревелбук «Москва – Владивосток» про путешествие по Транссибу. «100 причин, почему плачет Лев Толстой» 12+, можно сказать, стало ожидаемой работой молодой художницы-писательницы.

Книга, вошедшая в шорт-лист первого конкурса ABCDbooks, потрясает своей визуализацией, которую дополняет свойственная автору добрая ирония. Работа над ней велась два года, а идея родилась так: Катя перечитывала повесть «Детство» и заметила, что главный герой все время плачет. Ради интереса она начала выписывать все «слезные» случаи, а потом решила изучить биографию Толстого и найти сотню причин, по которым у писателя глаза были на мокром месте. Оказалось, что болью или волнением в нем отзывалось практически все - будь то стихи и проза коллег-литераторов или голод в окрестных деревнях, не говоря уж о семейных неурядицах.

Сквозь эти-то слезы Катя и воссоздала многогранный мир, в котором рождались хрестоматийные ныне произведения Толстого. А сам писатель при этом, смею вас уверить, стал лично для меня только ближе и человечнее.

«Я связан, мне хочется выпростать руки, и я не могу этого сделать. Я кричу и плачу, и мне самому неприятен мой крик, но я не могу остановиться. Надо мной стоят нагнувшись кто-то… и крик мой действует на них: они тревожатся от моего крика, но не развязывают меня, чего я хочу, и я кричу еще громче. <…> Я чувствую несправедливость и жестокость нелюдей, потому что они жалеют меня, но судьбы и жалость над самим собою. <…> Мне хочется свободы, она никому не мешает, и меня мучают».
Лев Толстой. «Моя жизнь» (1892)
-2

Об абсурде повседневности

Абсурд нашей действительности в повседневности - главная тема прозаика и знаменитого драматурга Дмитрия Данилова. Шесть лет он писал стихи и удачно занимался драматургией. И вот, после экранизации своей громокипящей пьесы «Человек из Подольска» вернулся обратно в прозу.

Его герой романа «Саша, привет!» 18+ живет в ожидании смерти. Поступок, за который его ждет казнь, кажется абсурдным, хотя стоит понимать, что действие в книге происходит в условном настоящем или условном недалеком будущем. Тюрьмы здесь напоминают трехвездочные отели с прекрасным питанием и интернетом. Система «все включено» предполагает даже побег из тюрьмы и дополнительного наказания не влечет. Однако каждый заключенный ждет своей казни - однажды их расстреляет белый пулемет по имени Саша. И это ожидание, нахождение в состоянии неопределенности, сумятицы, а затем и потеря страха смерти, смысла существования и выученная беспомощность и становятся самим наказанием.

- Книга Дмитрия Данилова вроде бы про будущее, но мир предельного комфорта и тотальной несвободы, в котором очутился герой романа, кажется подозрительно знакомым: это прогноз на завтра, который сбывается уже сегодня. Но даже в этом клиентоориентированном застенке Данилов видит жизнь и рассказывает о нем с иронией и нежностью – значит, поживем еще, - резюмирует журналист, культуролог, руководитель проекта «Полка», в прошлом - главный редактор и редакционный директор журнала «Афиша» Юрий Сапрыкин.

«На человека наставлена камера, и мы за ним наблюдаем» - так автор описывает главный прием, позволяющий смотреть за персонажем фантасмагории, философской притчи о человеке, который вынужден выяснять различия между собой живым и собой мертвым.
-3

О полифонии и компактности

Яна Вагнер - блогер и российская писательница известна большинству по дебютному роману-антиутопия «Вонгозеро», опубликованному в 2011 году. Книга вошла в список номинантов литературных премий «НОС» и «Национальный бестселлер». А в 2019 году по роману был снят сериал - «Эпидемия».

Затем были «Живые люди» (лонг-лист премии «Национальный бестселлер»), как продолжение «Вонгоозера». И третий роман «Кто не спрятался» написан в жанре герметического детектива, номинированный на премии «Большая книга», «Ясная поляна» и «Национальный бестселлер».

И вот в печать выходит (забегаю с рассказом об этой долгожданной книгой вперед, но она вот-вот появится на полках магазинов) «Тоннель» 18+, написанный в новом для Вагнер жанре.

- Это - роман-катастрофа, - рассказала в одном из интервью писательница. - Я опять мучаю людей, мне без этого никак не живется. Эта история уже безо всяких фантастических допущений, о людях, которые по пока неизвестным причинам оказываются заперты в огромном длинном тоннеле под рекой. Людей там довольно много, покинуть тоннель они не могут, они там заперты. И между ними начинает происходить довольно много всего, а я за этим наблюдаю.

Изложенные в романе наблюдения за персонажами, уверена, будут довольно увлекательны. Эта история, как обещает ее автор, одновременно и компактная (все события книги укладываются в очень сжатый период времени – сутки), и полифоническая, со множеством разных рассказчиков.

Кстати, права на экранизацию Яна уже продала, так что нас ждет новый амбициозный кинопроект. Вагнер уже пишет сценарий к сериалу.

- А я вообще люблю мучить людей, помещать их в какие-то пограничные обстоятельства. Тут ничего не поделаешь: я ставлю героев в невыносимую ситуацию и смотрю, как они будут выкручиваться. Пока мне это не надоело, так что, наверное, и после «Тоннеля» будет что-то подобное скверное.
Яна Вагнер

Друзья, если Вам понравилась статья - ставьте лайк, подписывайтесь на канал)))

Вот еще несколько моих обзоров книг:

И другие книги о книгах

Ю Несбе: эксперимент с жанром фантастики

Шерлок Холмс, Энтони Горовиц и Сергей Бурунов

Есть ли на других планетах милые псы и мурчащие котики?

Замятин. Сто лет спустя

Как неоднозначный роман «Дом, в котором…» стал одной из вершин современной российской литературы

Аудиосериал "Даль" Юлии Яковлевой: слушайте и удивляйтесь!

#любимая книга #люблю читать #удивительное рядом #книжные новинки #Интересное чтиво #обзор #яна вагнер #дмитрий данилов #сахаров #толстой