Найти тему

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ!




Портрет «идеального» первоклассника: Желание учиться, хорошее здоровье, развитие моторики, хороший уровень развития познавательных процессов, стремление к общению, развитая волевая сфера.
Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе у него все будет хорошо. Учительница будет добрая и красивая, одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки. Оправдания детских и родительских ожиданий зависит от того, как ребенок психологически подготовлен к школе.
Составляющие психологической готовности: Личностно-социальная готовность, Интеллектуальная готовность, Мотивационная готовность, Эмоционально-волевая готовность.
Психологически не готовый к школе ребенок: не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается; испытывает затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач; проявляет мало инициативы; не может включиться в общий режим работы класса; тяготеет к шаблонным действиям и решениям.
Психологически готовый к школе ребенок:
Личностно-социальная готовность: готов к общению и взаимодействию как со сверстниками, так и со взрослыми;
Мотивационная готовность: желание идти в школу, вызванное адекватными причинами (учебными мотивами);
Интеллектуальная готовность: имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности (умеет сравнивать, анализировать, обобщать, выделять);
Эмоционально-волевая готовность: умеет контролировать эмоции и поведение.
Что же такое психологическая готовность к школе и можно ли ее сформировать?
Психологическая готовность – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.
Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно:
в играх;
в труде;
в общении со сверстниками и взрослыми;
в процессе формирования традиционных школьных навыков (письма, счета, чтения).
Многие считают, что, если ребенок посещает детский сад, значить, подготовку к школе полностью обеспечивают сотрудники учреждения. Специально организованные занятия помогут детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной. Ребенку требуется постоянное закрепление знаний: открытия, сделанные дома, он должен проверить и закрепить в детском саду. А знаниями, полученными в детском саду, ему нужно поделиться с домашними.
Личностно-социальная готовность:
Умеет ли ребенок общаться с детьми;
Чувствует ли принятые в обществе нормы общения
Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята;
Готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свое мнение;
Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями.
У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Необходимо дать ему возможность самому устанавливать контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине…
Интеллектуальная готовность:
Умение думать, делать выводы, анализировать;
Развитие речи, словарный запас и способность рассказывать что-то на доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе;
Способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика.
Умение читать, писать, считать, решать элементарные задачки – это лишь навыки, которым можно научить. Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему», активно интересоваться окружающим миром.
Мотивационная готовность:
Познавательный интерес, желание узнавать что-то новое;
Сформированность положительного отношения к школе, учителю, учебной деятельности, к самому себе.
Рассказывать о своих школьных годах, вспоминать смешные и поучительные случаи, читать вместе с ребенком книги о школе, рассказывать о школьных порядках. Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение (рисование, лепка, конструирование), а также самостоятельность и упорство (занятия в школе будущего первоклассника, кружках)
Эмоционально-волевая готовность:
Способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, уметь разрешать их самостоятельно;
Адекватная самооценка и положительный образ себя;
Умение сосредоточиться, управление эмоциями.
Эти качества можно сформировать в игре! Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать и т.д.
Также необходимо приучать ребенка к смене деятельности, режиму дня. Важно поверить в ребенка, поощрять его, помогать и поддерживать. Потихоньку ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу.
Школа – естественный этап в жизни ребенка. А помощь родителей, учителей выражается в понимании ребенка, в умении направить его и поддержать.
Адаптация к школе — это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему.
Признаки успешной адаптации:
Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах, он понимает, что главная цель его пребывания в школе - учение.
Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.
Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру, уверенно ориентируется в школьном здании, при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых.
Ему нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы в классе.
На вопрос: "А может быть, лучше вернуться в детский сад?" он решительно отвечает: "Нет!"
Трудности, с которыми сталкиваются учителя:
1. Хроническая неуспешность.
В период начального обучения происходит изменение в отношении взрослых к детям, к их успехам и неудачам.
"Хорошим" считается ребенок, который успешно учится, много знает, легко решает задачи и справляется с учебными заданиями.
К неизбежным в начале обучения трудностям, не ожидавшие этого родители относятся отрицательно.
2. Уход от деятельности.
Ребенок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя.
3. Негативистская демонстративность.
Характерна для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, взрослых. Здесь будут жалобы не на плохую учебу, а на поведение ребенка. Он нарушает общие нормы дисциплины.
4.Вербализм (болтливость).
Дети, развивающиеся по такому типу, отличаются высоким уровнем развития речи и задержкой мышления.
5. Психофизический инфантилизм.
Отставание в психическом развитии, которое прослеживается в дошкольных формах поведения, демонстрирует интересы и потребности дошкольника.
Строго выполнять режим дня:
1. Пробуждение (за 1 час до выхода в школу)
2. Выход в школу.
3. Возвращение из школы.
4. Отдых, дневной сон
5. Игры, помощь по дому
6. Спать (не позднее 21 часа)
ночной сон первоклассников должен составлять не менее 9,5 часов,
Игры на компьютере и просмотр телепередач не более 1 часа в день.
Портрет «идеального» первоклассника: Желание учиться, хорошее здоровье, развитие моторики, хороший уровень развития познавательных процессов, стремление к общению, развитая волевая сфера.
Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе у него все будет хорошо. Учительница будет добрая и красивая, одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки. Оправдания детских и родительских ожиданий зависит от того, как ребенок психологически подготовлен к школе.
Составляющие психологической готовности: Личностно-социальная готовность, Интеллектуальная готовность, Мотивационная готовность, Эмоционально-волевая готовность.
Психологически не готовый к школе ребенок: не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается; испытывает затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач; проявляет мало инициативы; не может включиться в общий режим работы класса; тяготеет к шаблонным действиям и решениям.
Психологически готовый к школе ребенок:
Личностно-социальная готовность: готов к общению и взаимодействию как со сверстниками, так и со взрослыми;
Мотивационная готовность: желание идти в школу, вызванное адекватными причинами (учебными мотивами);
Интеллектуальная готовность: имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности (умеет сравнивать, анализировать, обобщать, выделять);
Эмоционально-волевая готовность: умеет контролировать эмоции и поведение.
Что же такое психологическая готовность к школе и можно ли ее сформировать?
Психологическая готовность – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.
Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно:
в играх;
в труде;
в общении со сверстниками и взрослыми;
в процессе формирования традиционных школьных навыков (письма, счета, чтения).
Многие считают, что, если ребенок посещает детский сад, значить, подготовку к школе полностью обеспечивают сотрудники учреждения. Специально организованные занятия помогут детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной. Ребенку требуется постоянное закрепление знаний: открытия, сделанные дома, он должен проверить и закрепить в детском саду. А знаниями, полученными в детском саду, ему нужно поделиться с домашними.
Личностно-социальная готовность:
Умеет ли ребенок общаться с детьми;
Чувствует ли принятые в обществе нормы общения
Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята;
Готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свое мнение;
Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями.
У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Необходимо дать ему возможность самому устанавливать контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине…
Интеллектуальная готовность:
Умение думать, делать выводы, анализировать;
Развитие речи, словарный запас и способность рассказывать что-то на доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе;
Способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика.
Умение читать, писать, считать, решать элементарные задачки – это лишь навыки, которым можно научить. Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему», активно интересоваться окружающим миром.
Мотивационная готовность:
Познавательный интерес, желание узнавать что-то новое;
Сформированность положительного отношения к школе, учителю, учебной деятельности, к самому себе.
Рассказывать о своих школьных годах, вспоминать смешные и поучительные случаи, читать вместе с ребенком книги о школе, рассказывать о школьных порядках. Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение (рисование, лепка, конструирование), а также самостоятельность и упорство (занятия в школе будущего первоклассника, кружках)
Эмоционально-волевая готовность:
Способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, уметь разрешать их самостоятельно;
Адекватная самооценка и положительный образ себя;
Умение сосредоточиться, управление эмоциями.
Эти качества можно сформировать в игре! Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать и т.д.
Также необходимо приучать ребенка к смене деятельности, режиму дня. Важно поверить в ребенка, поощрять его, помогать и поддерживать. Потихоньку ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу.
Школа – естественный этап в жизни ребенка. А помощь родителей, учителей выражается в понимании ребенка, в умении направить его и поддержать.
Адаптация к школе — это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему.
Признаки успешной адаптации:
Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах, он понимает, что главная цель его пребывания в школе - учение.
Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.
Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру, уверенно ориентируется в школьном здании, при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых.
Ему нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы в классе.
На вопрос: "А может быть, лучше вернуться в детский сад?" он решительно отвечает: "Нет!"
Трудности, с которыми сталкиваются учителя:
1. Хроническая неуспешность.
В период начального обучения происходит изменение в отношении взрослых к детям, к их успехам и неудачам.
"Хорошим" считается ребенок, который успешно учится, много знает, легко решает задачи и справляется с учебными заданиями.
К неизбежным в начале обучения трудностям, не ожидавшие этого родители относятся отрицательно.
2. Уход от деятельности.
Ребенок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя.
3. Негативистская демонстративность.
Характерна для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, взрослых. Здесь будут жалобы не на плохую учебу, а на поведение ребенка. Он нарушает общие нормы дисциплины.
4.Вербализм (болтливость).
Дети, развивающиеся по такому типу, отличаются высоким уровнем развития речи и задержкой мышления.
5. Психофизический инфантилизм.
Отставание в психическом развитии, которое прослеживается в дошкольных формах поведения, демонстрирует интересы и потребности дошкольника.
Строго выполнять режим дня:
1. Пробуждение (за 1 час до выхода в школу)
2. Выход в школу.
3. Возвращение из школы.
4. Отдых, дневной сон
5. Игры, помощь по дому
6. Спать (не позднее 21 часа)
ночной сон первоклассников должен составлять не менее 9,5 часов,
Игры на компьютере и просмотр телепередач не более 1 часа в день.