«Спецстрой-700», как называли грандиозную стройку на Новой Земле, где обосновывался государственный испытательный полигон, создавался с масштабными перемещениями грузов, техники и людей с материка на острова. В самом деле, такого строительства в заполярных широтах Советский Союз ещё не знал.
В середине пятидесятых грузы для строительства ядерного полигона на Новой Земле отправлялись поставщиками, прежде всего, морем и практически каждый день. Главными портами стали Архангельск (здесь издавна существовала мощная база Арктикснаба на Бакарице) и Молотовск (Северодвинск). Причём, у Молотовска сразу означился свой «акцент» - через местный порт Беломорской ВМБ шли грузы военной специфики – зачастую секретное оборудование, аппаратура, вооружение, а потом уже транспортная и строительная техника.
Утверждается, что составные части ядерного оружия тоже под большим секретом переправлялись на Новую Землю именно через Молотовск. Через него шёл и основной поток людей – как правило, военных и гражданских откомандированных специалистов, офицеров, а также и представителей младшего воинского состава – солдаты и матросы, призванные для прохождения воинской службы на Новой Земле.
К созданию полигона был причастен и Мурманский порт, и Североморск, и целый ряд Военно-морских баз Северного флота, постоянно посылавших своих представителей и боевую технику для формирования самых первых корабельных соединений по охране с моря Новой Земли. Позже, когда на Новой Земле появился аэродром в Рогачёво, к делу подключились и авиаторы. В частности, упоминаются материковые военные аэродромы под Архангельском (Лахта, Катунино, Талаги) и Мурманском (Оленегорском).
У Архангельска, к слову, был тоже свой очень специфический «акцент» - здесь с давних пор базировались гидрографы, причём, и гражданские, и военные. Поэтому основные научные экспедиции на Новую Землю в связи со строительством здесь ядерного полигона отправлялись именно из города на Северной Двине.
Летом 1955 года основные фронты работ на Новой Земле разворачивались в трёх пунктах – собственно в Белушьей Губе, где со временем и сформировался административный и командный центр всего архипелага, в Рогачёво, где, как мы упоминали, создавался огромный аэродром – по сию пору главная воздушная гавань Новой Земли, а также и сама Чёрная губа, где планировались провести самые первые ядерные взрывы.
И уже тогда строители видели определённые перспективы, уже чётко понимая, что полигон на архипелаге будет решать свои задачи не год, не два, а десятилетиями и постоянно. В различных точках островов строились временные, а потом и постоянные пункты расположения воинских подразделений. Для учёных тоже строились специфические сооружения, главные из которых располагались в зоне пролива Маточкин Шар. Здесь же начиналось и создание поселковой инфраструктуры военно-научного городка Северный.
Постоянную связь Новой Земли с материком обеспечивал Северный флот и Беломорская военная флотилия. Вскоре в распоряжение полигона были переданы и свои «собственные корабли и суда». Пограничные функции здесь осуществляли большие охотники за подводными лодками, было и целое соединение минных тральщиков (эсминцы и крупные сторожевые корабли по-прежнему оставались в ведении Северного флота). Появился на Новой Земле даже свой танкодесантный корабль - ДК-378, а ещё и целое соединение транспортных судов и морских буксиров. Чуть позднее все они вошли в состав 525-го дивизиона кораблей и судов специального назначения.
Но главным и самым «представительным» кораблём (негласным флагманом новоземелького флота) по всеобщему признанию стал штабной корабль «Эмба» - бывший грузопассажирский финский пароход датской постройки. Его передали в подчинение начальника полигона в 1955 году. Водоизмещение его составляли 3.500 тонн, но несмотря на относительно небольшие размеры, этот красивый корабль всегда привлекал внимание. В ходе испытаний именно на нём располагались главные специалисты и представители командования. Для этого судно специально оснастили комплексом «Мрамор» для радиоуправления различными объектами на боевом испытательном поле полигона. Командовал «Эмбой» капитан II ранга Д.П. Гилевич.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные истории, а так же оставляйте свои впечатления в комментариях.