Найти тему

Крестный Отец (1972)

​​ Режиссёр: Френсис Форд Коппола 

 По роману Марио Пьюзо 

 Вступление. 

Одна из самых культовых и примечательных работ эпохи Нового Голливуда, которая полностью изменила жанр гангстерского и криминального кино. 

Высокохудожественное и глубоко драматургическое произведение о жизни криминальной семьи и трагическое грехопадение Майкла Корлеоне, его превращение из благородного, светлого героя войны в хладнокровного тирана и убийцу, который пойдёт даже на убийство родного брата, дабы сохранить свой авторитет и свою власть. 

Френсис Форд Коппола показал на тот момент миру, что картины про гангстеров могут быть довольно таки глубокими, трагичными и высокопарными. Я не хочу уходить далеко в сюжет, ведь я рассказываю об уникальности фильмов, в данном случае именно этого фильма, именно первой части. 

 Особенности сторителлинга.  

Удивительно, что этому фильму уже ровно 50 лет, а он выглядит, как современное кино и смотрится очень интересно, динамично и не отпускает зрителя до самого финального кадра, когда перед Кей закрывается дверь, а этот кадр и это закрытие двери, является одним из самых величайших визуальных метафор в кинематографе, даже сейчас, когда я пишу про финальный кадр по моему телу проносятся мурашки. Фильм сразу нас вбрасывает в кипящую жизнь гангстерской семьи Корлеоне, открывающаяся фильм сцена сразу рассказывает нам о том, кто такой Вито Корлеоне, насколько этот человек уважаем и какие вопросы он способен сиюминутно решать. Нас сразу начинают знакомить с сеттингом семьи Корлеоне, а знакомят очень креативно, через вопросы Кей - невесты Майкла Корлеоне, Майкл рассказывает о своей семье Кей и через этот диалог со своей невестой мы понимаем и видим всю экспозицию истории. Помним, что это мать его 1972 год и так ещё мало кто делал, также динамики добавляет то, что фильм четко разбит на эпизоды и в этих эпизодах сюжет акцентируется на 3-ех персонажей. 1 эпизод акцентируется на главе криминального клана - Вито Корлеоне, а после покушения на Вито акцент сменяется на его старшего сына - Сантино Корлеоне, во 2 эпизоде также потихоньку включается Майкл и начинается его постепенное раскрытие, ну а Сицилийский эпизод, то есть 3-й и вторая половина фильма полностью акцентируется на Майкле Корлеоне, внезапный ферзь, который становится на место короля и становится главой криминального клана. Такой прием очень эффективен, он позволяет раскрыть сразу нескольких ключевых персонажей в истории и не даёт зрителю заскучать, ну а самое главное - этот прием показывает нам виденье ситуаций и сюжета с разных точек зрения. Не будем забывать, что Марио Пьюзо великий, великолепный писатель и не менее великий сценарист, хочу рассказать одну Голливудскую историю. 

 «Голливудская история» 

Когда разорившемуся Марио Пьюзо предложили экранизировать его книгу Крестный отец и предложили переделать его в сценарный формат, то Пьюзо не знающий как писать сценарии пошёл на курсы сценаристов, на этих курсах ему преподаватель подарил книгу, на первой странице которой было написано: «Чтобы понять пример идеально рассказанной истории, то вам нужно прочесть и проанализировать структуру романа «Крестный отец» писателя Марио Пьюзо», так вот после этого Марио Пьюзо перестал посещать сценарные курсы и адаптировал вместе с Копполой данное произведение, по-моему мнение и правильно сделал, курсы мало чему учат, ну у нас в России точно. 

 Визуал. 

Гордон Уиллис - оператор «Крестного Отца» проделал также, как и все участники фильма гениальную работу, на тот момент операторская работа в фильме «Крестный отец» являлась по-настоящему революционной, подумаем почему? Фильм начинается с диалога Вито Корлеоне с гробовщиком, как в темном и мрачном кабинете камера плавно отдаляется и показывает нам персонажей. Кабинет Вито Корлеоне окутан тьмой, как в переносном смысле, так и в буквальном. Кабинет освещён, лишь жестким желтоватым искусственным светом, эти тёмные костюмы, темные тона, жесткие тени и фактура чередуются с сценой свадьбы дочери Вито Корлеоне, сцена крайне светлая, все в светлых костюмах, слушают бодрую итальянскую музыку, танцуя в лучах солнца и счастья.

​​Конфликт света и тени, старый, как мир, напоминающий Оперу, напоминающий Евангелия, напоминающий произведение античности. Мы сразу визуально чувствуем двойственность этой семьи, двойственность этой истории и этого мира. Гордон Уиллис также показывает визуально грехопадение Майкла Корлеоне, до его первого убийства, до того момента, как Майкл перешёл свой рубикон он снимался преимущественно в дневных сценах, он был буквально освещён лампами сильнее окружающих и носил более светлую одежду. После того, как Майкл стал Крестным Отцом, после казалось бы ещё солнечного, но трагичного Сицилийского эпизода Майкл снимается в полумраке, у него меняется прическа и его одежда становится темной. Этот прием я подглядел и сделал также в фильме «Не Забуду», очень тонкий прием, который подсознательно передаёт зрителю эти зловещие метаморфозы персонажа. 

 Символизм. 

Зловещие блять апельсины, очень популярная байка, интересный факт, но по сути это все оказалось не совсем так, как говорил Гордон Уиллис - апельсины там были, только для того, чтобы создавать контраст, так как картинка была бы без них довольно скудной и однотонной, но получилось прикольно, пусть будет символизмом. 

Крещение Майкла Корлеоне, который становится крестным отцом, в буквальном и переносном смысле, кульминация, которую должен посмотреть каждый, любящий кино человек, тот параллельный монтаж, который показывает нам, как Майкл стоит в церкви и отрекается от Сатаны и в это же время по его приказу убивают всех его врагов и «конкурентов», с их жёнами и возможно детьми. Дверь, которую закрывают перед Кей, женой Майкла Корлеоне, Кей - единственный светлый персонаж в этом фильме, она хотела верить в то что Майкл Корлеоне не убийца и не жестокий человек, но в этот момент, в самом финале картины она смотрит на Майкла, дверь его кабинета открыта, к нему подходят люди, целуют ему руку и называют Крестным Отцом, Кей это видит и понимает, что Майкл ей врал, врал все это время, врал всегда, она все понимает и в этот момент осознания телохранитель Майкла закрывает дверь кабинета, мы видим, как между любящими друг друга людьми закрывается дверь, дверь, за которую Кей ни в коем случае заходить нельзя. Перфекто!

-2