Как мы любим всем советовать! Но самое странное, что порой мы сами в том о чем говорим не очень-то и преуспели. А может ли давать советы человек, который сам на опыте не познал сего?
Святые отцы нас учат, прежде всего самим научиться у опытных, перенять опыт старших и уже затем наставлять. Но не всегда и старшие бывают примером, увы. Очень распространённый разговор: "Молодежь сейчас плохая, сплошной мат. Их надо учить! Хватить материться!". И удивительно становится, когда проходишь мимо подъездов многоквартирных домов и слышишь трехэтажный мат от старшего поколения, которым не нравится эта молодежь. Возникает вопрос: а можем ли научить других вежливости, приличию, в конце концов, если сами того не исполняем? Услышат ли нас они? Давайте рассмотрим это по примеру святых отцов.
Григорий Богослов так говорит:
Глаз другое видит, а себя не видит, даже и другого не видит, если очень слеп.
Понимаете, в чем дело? Мы когда сетуем на молодежь, поучаем ее так и так не поступать, а сами того не исполняем, то на деле они еще больше ударяются во все тяжкие, видя нас. Мы многое хотим изменить, но только не себя. Задумаемся.
Антоний Великий:
Ничего не предлагай кому-либо в правило, прежде чем сам исполнишь то делом.
Святые отцы говорят о том, что нужно для начала, прежде чем свое суждение озвучить, понаблюдать за собой со стороны.
Авва Дорофей пишет, что спасение – во многом совете, но не со многими. Потому что в Святом Писании сказано: «Друзьями твоими да будут многие, а советником твоим – один из тысячи» (Сир. 6:6).
Да, советников не может быть много. Это кстати, и касается духовных советов священников. Это еще одна не простая тема.
Бывает так, что человек спрашивает мнение чуть ли не у десяти священников из разных городов, как ему поступить в той или иной ситуации. В конечном итоге он получает достаточно примерно одинаковые ответы, но с некоторыми иными толкованиями. Такой человек начинает метаться потом и не понимает ничего. А Священное Писание говорит, что "...советником твоим – один из тысячи»" (Сир. 6:6) пусть будет.
Святитель Феофан Затворник на это дает четкий ответ:
Обращаться за советами то туда, то сюда не одобрительно. Всем советник, Богом определенный, духовник, которым обычно бывает приходской священник.
О том и говорит преподобный оптинский подвижник преподобный старец Варсонофий:
За советом надо обращаться к одному кому-нибудь. То, что я сейчас говорю, чрезвычайно важно, и блаженные те, кто это знает. Бывает так, что придет кто-нибудь в Оптину, например, посоветуется с одним, потом с другим, иногда у трех-четырех побывает. Каждый советует по-своему, и у вопрошающего получается смущение: он не знает, как поступить, чьему совету последовать. А нужно было спросить у того, к кому он первому пришел, и что тот посоветует, принять во внимание, считая это за волю Божию.
Бывают и другие ситуации. Например, дружба с распутными. Не зря ведь говорят: с кем поведешься, от того и наберешься. Сначала человек внимания на то не обращает, а потом от такого получает советы не добрые, советы на грех. И не каждый устоит ведь.
Преподобный Ефрем Сирин строго говорит нам:
Не слушай советов у людей худых, потому что они сделали себя рабами чрева и плотских страстей. Глупый советник — слепой страж.
Будем осторожнее в общении и дружбе.
И конечно, самое распространённое, когда тот, "как в бочке затычка", слышали? Да. Здесь, наверное, за всю жизнь и мы были такими когда-то, хотелось вставить эдакое словцо поучительное, показать себя.
Но Григорий Нисский наставляет:
Не отваживайся, как учитель, подавать советы слушателям, если великой и продолжительной заботой не укрепил для этого сил своих.
А Ефрем Сирин и вовсе предупреждает об опасности:
Лукавый совет для принимающих таковой может стать смертоносным ядом.
Нил Синайский так наставляет:
Пока еще зелены и не приобрели мы зрелого гроздья, не пожелаем давать советы и учить других, чтобы не сделаться нам игрушкою демонов.
Но, если пришли к нам за советом, что делать?
Ответить то, что знаем, не более, не придумывать. Можно предложить и почитать святых отцов, познакомить со священником, который поможет. Одним словом сделать всё то, что в наших силах. Варианты всегда найдутся.
Святитель Феофан Затворник пишет:
Отказать в слове, когда знаете, что сказать, так же худо, как не подать милостыню, когда есть из чего.
Но если, нам не удалось в том деле преуспеть, а человек об этом же спрашивает, то вот здесь уже лучше, конечно, ничего не советовать. Можно к священнику направить, как вариант, потому что, как Святитель говорит:
Кто сам в воде и в опасности утонул, тому не следует протягивать руку другому утопающему, а то оба утонут... один другого утопит.
Есть нам над чем задуматься! И конечно, не спешить давать советов других, особенно, когда их и не просят или не знаем, что сказать, либо сами в том еще не преуспели. Посмотрим на себя со стороны, вспомним, что было в жизни нашей и принесем покаяние. И с Богом дальше будем спасать свои души! Храни всех Господь! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!