Немного общего по теме…
Не бывает войн без жертв, равно как и всякая война имеет свои награды, стимулирующие готовность граждан, надевших во имя исполнения долга солдатские или офицерские шинели, идти на подвиг. Это неразлучные спутники любого военного конфликта, начиная от древней истории до настоящего времени, две их стороны. В них трагедия и величие войны, ее парадокс. Недаром великий психолог Наполеон говорил: «Иногда можно дать человеку пуговицу, а взамен нее потребовать жизнь».
Сегодня много спорят о девальвации наградной системы — явлении, характерном для многих стран, тем более прошедших через горнило глобальных геополитических катаклизмов. В современной России, где остатки наградной системы Советского Союза сосуществуют с наградной системой нынешнего дня, эта проблема очень актуальна.
Глядя на сегодняшних, увешанных до бессмыслия блестящим металлом, чиновников, многие пытаются идеализировать прошлое. При этом, как правило, за примерами обращаются к опыту, в том числе, императорской России. Отчасти, доля смысла в этом есть — там много чему можно поучиться и что перенять.
Но так ли все было идеально? Например, во время Крымской войны? Каждый герой получил заслуженное или огульность раздачи наград напрочь истребила их значение?
А как это было у наших противников в армиях Англии, Франции, Турции и Сардинии? Может быть, европейский опыт оказался более передовым, ведь мы за годы нашей ранней постсоветской реальности так привыкли восхищаться тем, что стоит за понятиями «европейское», «Европа», и тому подобное, часто, как выясняется, под собой никой надежной основы не имеющее?..
На эти вопросы мы постарались дать хотя бы некоторый ответ в скромном труде, рассказывающем о наградах этого интереснейшего периода отечественной истории.
Америку не открываю. Наградам Крымской войны посвящено множество исследований. При всем искреннем уважении к авторам, в своем большинстве они носят общий, чаще обзорный характер, а потому интересны в основном исключительно узкому кругу специалистов означенной области — фалеристам и униформологам.
Мы чаще видим слепящий взор блеск граней наград, пестрый муар орденских лент, но совершенно не замечаем пота, грязи, страданий, мучений, личных драм и даже присутствия такого неизменного спутника каждой войны как смерть. Мы можем узнать, сколько потрачено на производство того или иного ордена драгоценного металла, но не задумываемся, сколько было пролито за него человеческой крови.
Зачастую за приколотой на грудь наградой стоят не только слава и доблесть, но и подлость, корысть, тщеславие и интриги. Об этом можно и умолчать, но тогда мы потеряем правду, а это самая тяжелая из всех нам известных потерь.
В этой книге не будет тщательного обсуждения вопроса тонкостей деталей статутов орденов, скрупулезного подсчета количества награждений и прочих фалеристских нюансов, не будут описываться тонкости истории той или иной награды. Все, что нам интересно, — это война и способы награждения ее участников одной из наград Российской империи.
Это — не академический научный труд, с использованием архивных источников, не попытка написания сочинения с целью приобретения ученой степени. Многолетними трудами отечественных ученых давно собран исчерпывающий материал о различных аспектах нашей и зарубежных наградных систем.
В том числе и поэтому здесь нет детального перечисления кавалеров с пристальным описанием заслуг, хотя их имена в той или иной степени присутствуют в тексте, но не более как для облегчения понимания масштабности или, наоборот, мизерности награждений. И, конечно, узнавая судьбу кавалера, мы «оживляем» стоящую за ним награду, лучше понимаем ее значение.
Отсутствует за ненадобностью и подробное описание войны, поскольку речь идет не о войне, а о способах стимулирования личного состава к ее ведению.
Для въедливых критиков, которые не преминут воспользоваться возможностью обратить внимание читателя на то, что автор ни единого дня не провел в тиши архивных кабинетов, поясняю, что цель работы прозаичнее: использовать возможность лишний раз назвать тех, кто в трудное для Отечества время не побоялся принести на алтарь служения отчизне свои молодые жизни и рассказать, как страна отметила их ратный труд. Поверьте, здесь есть чему поучиться, есть из чего сделать выводы, дабы не повторять ошибок.
Не будет в книге барабанного боя и трубного звука фанфар. Здесь все просто. Мы часто к месту и всуе употребляем термин «героизм», «героический», не задумываясь о том, что стоит за ним. Пусть прозвучит банально, но даже сам подвиг, во имя чего бы он ни совершался, имеет свое точное определение. Например, в словаре Ушакова: «…Доблестный, героический поступок, важное по своему значению действие, совершенное в трудных условиях» .
Одним из побудительных мотивов подвига выступают награды. Любой человек желает, чтобы его воинские заслуги были замечены окружающими. «На миру и смерть красна», — недаром так говорили наши предки, и в этой фразе заключена великая правда оценки солдатского труда.
Еще Мориц Саксонский утверждал, что воевать человек может не только за материальные стимулы: «Человек есть машина, движущей силой которой является душа; огромную часть работы эта машина выполняет не за плату, под давлением или посредством любого другого «топлива». Она выполнит ее только тогда, когда воля или дух человека будет разожжен собственным естественным топливом…» .
Таким образом, книга наша, скорее, даже не о наградах — металлических знаках, украшающих униформу — она о людях, которые эти отличия получали, получают и будут получать.
В нашем случае мы сузили их круг к категории участников Восточной (Крымской) войны (1853–1856) и особенно ее Крымской кампании (1854–1856). Со всеми земными страстями, достоинствами и недостатками. Узнаем о том, какой путь они, человек и орден, проходили навстречу друг другу от действия, за которое присуждалась тот или иной знак отличия, а сама награда — от момента ее изготовления, до перехода на мундир кавалера. Помимо того, коснемся некоторых моральных аспектов, всегда сопровождающих любое награждение и, конечно, поговорим о чести и бесчестии, о подвиге и предательстве, о жизни и о смерти.
В широком смысле — это лишь попытка осветить тему практики награждений на Крымском театре военных действий, с ее плюсами и минусами, ограничив материал рамками 1853–1856 годов, вольный рассказ о малоизвестной стороне Крымской войны и, конечно, о самой войне.
Сергей Ченнык