В 1951-м году вождю одного из племен на северо-востоке Индии приснился сон. Ему пригрезилось, что он и его народ происходит из древнего Израиля. И является потомком одного из еврейских колен, растворившегося среди народов Азии в эпоху ассирийского плена.
Соплеменникам понравилась эта идея. Пускай они не имели никаких оснований для такого предположения и у них отсутствовали контакты с любыми еврейскими организациями, индийцы стали принимать правила иудаизма, о которых они узнали из книг. Со временем их осведомленность в этой вере росла. Через тридцать лет их посетил раввин, который занимался репатриацией дет ей Сиона на родину. Он сумел поднять большой шум, и через некоторое время эти люди стали переезжать в Израиль.
На самом деле они относятся к племенам мизо, куки и чин. Они живут на дальней окраине Индии, их можно встретить по обе стороны от границы. Они не родня индоевропейским или дравидским этносам Индостана. Их близкими родственниками являются тибетцы и бирманцы, а более дальними – народы, проживающие на территории юго-восточного Китая. Эти ребята исторически живут в горах, и имеют характерные для всех горцев обычаи. До своего крещения протестантскими миссионерами в 19-м веке они были шаманистами и охотились за головами, почти как американские индейцы.
Общая численность народностей, близких к мизо, куки и чин, составляет около пяти миллионов. Большинство из них перешли в христианство в позапрошлом столетии. Существенная часть остались анимистами, а иудеями стали только 7-10 тысяч человек. Они редко считают себя частью большого народа, и в основном, определяют себя по малым племенам, которые живут в нескольких соседних деревнях. У них нет записанной истории, но есть легенда, как предки покинули древнюю и прекрасную страну. Одно из песнопений напоминает события еврейского исхода. Также они помнят о злом «царе-собаке», который отнял у них священную книгу.
Так или иначе, идея о еврейском происхождении легла у них на благодатную почву. Со временем они стали величать себя сыновьями Манассии (т.е. Бней-Менаше). Колено Манассии было одним из северных племен Израильского царства, которое раньше других подверглось экспансии ассирийцев, а впоследствии было переселено из родных мест. На родину его потомки так и не вернулись.
Так или иначе, после установления контактов с правоверными иудейскими раввинами, индийские племена начали изучать ортодоксальный иудаизм. Одновременно сторонники их репатриации в Израиль стали пробивать эту идею у себя на родине. Закончилось все тем, что их признал евреями главный раввин от сефардов – один из двух наиболее авторитетных иудейских священников в стране. На рубеже тысячелетий началась их алия.
Критики этой затеи считали, что с помощью Бней-Менаше решили заткнуть дыры в демографической политике Израиля. В то время почти закончилась большая советская алия, и даже жители стран бывшего СССР не желали жить на исторической родине в социально неблагополучных местах. Индийцы, с другой стороны, были рады тому, что им предложили. Никто из них не возражал против предоставления жилья по соседству с палестинцами, многие трудились на тяжелых и низкооплачиваемых работах и с радостью служили в армии.
Впрочем, как община они оказались лучше, чем можно было представить. Бней-Менаше надолго остаются служить в ЦАХАЛе, стараются повысить свой образовательный уровень и дали Израилю предпринимателей, политиков и профессоров, и вообще, ведут себя, как примерные граждане. А не как эмигранты из Азии в европейских городах. Правда, изучение иврита для многих является проблемой: грамматический строй их родных диалектов отличается от него очень сильно.
Индия не препятствует обращению и репатриации своих сограждан, поскольку дефицита рабочей силы там нет. Тем не менее, у местных отцов народа присутствие Израиля вызывает опасения. Регион, который и без того известен своими сепаратистскими настроениями и перманентной партизанской войной, может приобрести двойную лояльность, если многие из его жителей приобретут двойное гражданство и будут иметь родственников в другой стране.
#евреи #иудаизм #израиль #эмиграция #индия