В церковном уставе нет никаких указаний относительно тех или иных цветов богослужебных облачений. Но на практике в одеждах определенного цвета служат строго в определенные дни и периоды.
Значение цветов богослужебных облачений
В случае с богослужебными одеяниями символический язык православной иконы получает воплощение в трехмерном пространстве. Каждый земной цвет является отражением и образом неземного божественного света и сияния.
По этой причине некоторые цвета используются чаще других, а некоторые не употребляются принципиально. Например, коричневый – символ всего земного, грязи.
Желтые одеяния. Царский цвет
Как и в случае с иконописью, желтый или золотой используются наиболее часто. Желтый называется Царским, поскольку он является символом Царствия Божия, Его благодати и вездесущности.
Золотое облачение положено носить в воскресные дни, дни памяти пророков, апостолов и святителей. Когда не предусмотрено одежд иного цвета, обычно облачаются в золотые. Таким образом, золотой можно условно назвать повседневным цветом богослужебных одежд.
Белые облачения. Божественный свет
Белый – образ нетварного Фаворского света, святости и чистоты, хождения перед Богом. Например, во время совершения хиротесии и хиротонии поставляемый в ступень клира надевает белые одеяния в знак божественного света, изливаемого на него во время поставления, в знак чистоты его служения.
На иконах Преображения и Вознесения Христос в белых ризах окружен нетварным светом. Поэтому в дни этих праздников и до их отдания служители церкви носят белое. Еще белые одеяния используются во время праздников Рождества Христова, Богоявления, в дни чествования ангелов.
ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Во время заупокойных богослужений белые облачения символизируют соединение усопших с Небесной Церковью. Отшедших ко Господу священнослужителей для погребения также одевают в белое.
Голубые одежды. Образ высшей чистоты и непорочности
Голубой – символ неба, безупречной чистоты. В Церкви он ассоциируется с Богородицей, поскольку Пресвятая Дева достигла небесной чистоты и святости. Также голубой является символом Духа Святого, но в праздники в честь Святого Духа положено облачение другого цвета. Причина этого будет описана ниже.
Зеленые облачения. Символ Божьего единства
Зеленый есть сложение голубого и желтого (золотого). Обетование Спасителя о Святом Духе (см. Ин. 15:26) заключалось в том, что Сын пошлет через Отца Церкви Духа Святого. И поскольку ниспослание Духа исполнилось через Сына, то и в праздники в честь Святого Духа используется цвет, полученный путем соединения золотого и голубого цветов.
В зеленый облачаются во время богослужений праздников, связанных со Святым Духом, а также в праздники в честь преподобных. Последнее обусловлено тем, что через монашество человек соединяется со Христом (Царский цвет) и освящается Святым Духом (голубой цвет).
Фиолетовые облачения. Императоры и патриархи
Фиолетовые (пурпурные) одежды в Византийской империи носил только император. Более того, все государственные документы император мог подписать только пурпурными чернилами. Со временем право ношения пурпурных облачений было даровано патриархам, а затем постепенно перешло ко всем клирикам.
Для императоров пурпур был знаком высшей светской власти, для патриархов – высшей духовной власти. А когда пурпурный стал доступен всем служителям Церкви, он стал отсылать к наивысшему и уникальному духовному подвигу – Крестной Жертве Спасителя.
Фиолетовый образуется посредством смешения красного (Кровь Христова) и голубого (небо), что есть образ открытия людям горнего Царства посредством Животворящего Древа. Поэтому фиолетовые ризы носятся в дни празднований в честь Креста Господня.
Красные одеяния. Кровь и Воскресение
Красный имеет несколько смыслов. Очевидно, что это символ крови. Память мучеников (святых, погибших за веру) совершается в красном.
Темно-красный (багряный) можно увидеть во время богослужений Великого Четверга (день, когда Христос дал апостолам пить Свою Кровь и есть Свое Тело). Это, однако, не повсеместный обычай.
Также красный является символом Воскресения Христа, победы жизни над смертью, а потому пасхальные богослужения совершаются в красных одеяниях. Хотя и здесь существуют разные традиции. Например, на Афоне первая литургия и утрени Пасхи служат в белом, а вечерни и последующие литургии в красном. Такой обычай происходит еще со времен Византии.
Черные одежды. Пост и покаяние
Хотя черный в иконописи является однозначно отрицательным цветом, символизирующим грех и ад, в случае с облачениями это не так. В иконописи черный никогда не применяется в положительном или даже нейтральном контексте.
Например, даже черных лошадей изображают темно-синими.
И в богослужебную жизнь черный цвет попал только в XVIII веке. Черный символизирует скорбь и траур, а потому употребляется в дни Великого поста. До XVIII века постом носили темно-красные ризы, символизирующие багряницу Христа. Всегда носят черное только монашествующие в знак своей собственной смерти для мира.