Найти тему

Символизм семи богослужебных цветов

Оглавление

В церковном уставе нет никаких указаний относительно тех или иных цветов богослужебных облачений. Но на практике в одеждах определенного цвета служат строго в определенные дни и периоды.

Значение цветов богослужебных облачений

В случае с богослужебными одеяниями символический язык православной иконы получает воплощение в трехмерном пространстве. Каждый земной цвет является отражением и образом неземного божественного света и сияния.

По этой причине некоторые цвета используются чаще других, а некоторые не употребляются принципиально. Например, коричневый – символ всего земного, грязи.

Желтые одеяния. Царский цвет

Как и в случае с иконописью, желтый или золотой используются наиболее часто. Желтый называется Царским, поскольку он является символом Царствия Божия, Его благодати и вездесущности.

Золотое облачение положено носить в воскресные дни, дни памяти пророков, апостолов и святителей. Когда не предусмотрено одежд иного цвета, обычно облачаются в золотые. Таким образом, золотой можно условно назвать повседневным цветом богослужебных одежд.

Желтое иерейское облачение из нашего Каталога
Желтое иерейское облачение из нашего Каталога

Белые облачения. Божественный свет

Белый – образ нетварного Фаворского света, святости и чистоты, хождения перед Богом. Например, во время совершения хиротесии и хиротонии поставляемый в ступень клира надевает белые одеяния в знак божественного света, изливаемого на него во время поставления, в знак чистоты его служения.

На иконах Преображения и Вознесения Христос в белых ризах окружен нетварным светом. Поэтому в дни этих праздников и до их отдания служители церкви носят белое. Еще белые одеяния используются во время праздников Рождества Христова, Богоявления, в дни чествования ангелов.

-3

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Во время заупокойных богослужений белые облачения  символизируют соединение усопших с Небесной Церковью. Отшедших ко Господу священнослужителей для погребения также одевают в белое.

Белое архиерейское облачение из нашего Каталога
Белое архиерейское облачение из нашего Каталога

Голубые одежды. Образ высшей чистоты и непорочности

Голубой – символ неба, безупречной чистоты. В Церкви он ассоциируется с Богородицей, поскольку  Пресвятая Дева достигла небесной чистоты и святости. Также голубой является символом Духа Святого, но в праздники в честь Святого Духа положено облачение другого цвета. Причина этого будет описана ниже.

Стихарь алтарника голубой из нашего Каталога
Стихарь алтарника голубой из нашего Каталога

Зеленые облачения. Символ Божьего единства

Зеленый есть сложение голубого и желтого (золотого). Обетование Спасителя о Святом Духе (см. Ин. 15:26) заключалось в том, что Сын пошлет через Отца Церкви Духа Святого. И поскольку ниспослание Духа исполнилось через Сына, то и в праздники в честь Святого Духа используется цвет, полученный путем соединения золотого и голубого цветов.

В зеленый облачаются во время богослужений праздников, связанных со Святым Духом, а также в праздники в честь преподобных.  Последнее обусловлено тем, что через монашество человек соединяется со Христом (Царский цвет) и освящается Святым Духом (голубой цвет).

Зеленое иерейское облачение из нашего Каталога
Зеленое иерейское облачение из нашего Каталога

Фиолетовые облачения. Императоры и патриархи

Фиолетовые (пурпурные) одежды в Византийской империи носил только император. Более того, все государственные документы император мог подписать только пурпурными чернилами. Со временем право ношения пурпурных облачений было даровано патриархам, а затем постепенно перешло ко всем клирикам.

Для императоров пурпур был знаком высшей светской власти, для патриархов – высшей духовной власти. А когда пурпурный стал доступен всем служителям Церкви, он стал отсылать к наивысшему и уникальному духовному подвигу – Крестной Жертве Спасителя.

Фиолетовый образуется посредством смешения красного (Кровь Христова) и голубого (небо), что есть образ открытия людям горнего Царства посредством Животворящего Древа. Поэтому фиолетовые ризы носятся в дни празднований в честь Креста Господня.

Фиолетовое иерейское облачение из нашего Каталога
Фиолетовое иерейское облачение из нашего Каталога

Красные одеяния. Кровь и Воскресение

Красный имеет несколько смыслов. Очевидно, что это символ крови. Память мучеников (святых, погибших за веру) совершается в красном.

Темно-красный (багряный) можно увидеть во время богослужений Великого Четверга (день, когда Христос дал апостолам пить Свою Кровь и есть Свое Тело). Это, однако, не повсеместный обычай.

Также красный является символом Воскресения Христа, победы жизни над смертью, а потому пасхальные богослужения совершаются в красных одеяниях. Хотя и здесь существуют разные традиции. Например, на Афоне первая литургия и утрени Пасхи служат в белом, а вечерни и последующие литургии в красном. Такой обычай происходит еще со времен Византии.

Красное диаконское облачение из нашего Каталога
Красное диаконское облачение из нашего Каталога

Черные одежды. Пост и покаяние

Хотя черный в иконописи является однозначно отрицательным цветом, символизирующим грех и ад, в случае с облачениями это не так. В иконописи черный никогда не применяется в положительном или даже нейтральном контексте.

Например, даже черных лошадей изображают темно-синими.

И в богослужебную жизнь черный цвет попал только в XVIII веке. Черный символизирует скорбь и траур, а потому употребляется в дни Великого поста. До  XVIII века постом носили темно-красные ризы, символизирующие багряницу Христа. Всегда носят черное только монашествующие в знак своей собственной смерти для мира.

Черное иерейское облачение из нашего Каталога
Черное иерейское облачение из нашего Каталога

ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ, ЧТОБЫ ЧИТАТЬ ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ О ПРАВОСЛАВИИ!

-10

КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ