Найти тему

Как проходит процесс усложнения альтернативной коммуникации

Оглавление

С чего начать обучение альтернативной коммуникации?

Диагностика – первый этап в самом начале работы с семьей, где растет ребенок с тяжелым нарушением речи. Данный процесс подразумевает изучение особенностей ребенка, общения в семье, определение уровня его двигательных ограничений и интеллекта. Также важно понимать, на каком уровне находятся навыки речи и коммуникации, чтобы выстроить наиболее эффективную систему взаимодействия.

Занятие по альтернативной коммуникации
Занятие по альтернативной коммуникации

Какие есть варианты усложнения коммуникации?

Перед началом обучения мы смотрим на несколько факторов, которые повлияют на точку старта:

  • понимает ли ребенок обращенную речь;
  • какой у него словарный запас;
  • есть ли понимание абстрактных изображений.

В зависимости от результата мы можем начать:

  • с использования реальных предметов, чтобы научить ребенка использовать их для общения;
  • с фотографий предметов;
  • с изучения карточек, если ребенок понимает абстрактные изображения;
  • с планшета, если у ребенка уже большой словарный запас, и ему нужно лишь реализовать свои коммуникативные навыки.

Подход в данном вопросе очень индивидуален, а усложнение при этом происходит постепенно.

Занятие по альтернативной коммуникации
Занятие по альтернативной коммуникации

Если мы начинаем с использования реальных предметов, то потом переходим к фото, а затем к карточкам, после этого может использоваться GoTalk или планшет. Но такой путь далеко не у всех детей, некоторые остаются обучаться на реальных предметах или фотографиях, так как не понимают абстрактные изображения.

Главное помните – каждый ребенок индивидуален, и нет одной траектории обучения для всех.