С чего начать обучение альтернативной коммуникации?
Диагностика – первый этап в самом начале работы с семьей, где растет ребенок с тяжелым нарушением речи. Данный процесс подразумевает изучение особенностей ребенка, общения в семье, определение уровня его двигательных ограничений и интеллекта. Также важно понимать, на каком уровне находятся навыки речи и коммуникации, чтобы выстроить наиболее эффективную систему взаимодействия.
Какие есть варианты усложнения коммуникации?
Перед началом обучения мы смотрим на несколько факторов, которые повлияют на точку старта:
- понимает ли ребенок обращенную речь;
- какой у него словарный запас;
- есть ли понимание абстрактных изображений.
В зависимости от результата мы можем начать:
- с использования реальных предметов, чтобы научить ребенка использовать их для общения;
- с фотографий предметов;
- с изучения карточек, если ребенок понимает абстрактные изображения;
- с планшета, если у ребенка уже большой словарный запас, и ему нужно лишь реализовать свои коммуникативные навыки.
Подход в данном вопросе очень индивидуален, а усложнение при этом происходит постепенно.
Если мы начинаем с использования реальных предметов, то потом переходим к фото, а затем к карточкам, после этого может использоваться GoTalk или планшет. Но такой путь далеко не у всех детей, некоторые остаются обучаться на реальных предметах или фотографиях, так как не понимают абстрактные изображения.
Главное помните – каждый ребенок индивидуален, и нет одной траектории обучения для всех.