Найти тему

Забытые церковные обряды. Шествие на осле

Оглавление

Среди обрядов и богослужений, некогда практиковавшихся Церковью, был и такой, когда новопоставленный епископ должен был объезжать город на осле. Это шествие символически отсылало ко Входу Господню в Иерусалим, но сопровождалось и иными действиями, не имеющими отношения к евангельским событиям. Зачем это было нужно и почему это больше не происходит? Читайте в статье.

Краткая история и символизм

Чин архиерейского шествия на осле известен с XIV в., однако он, вероятно, возник значительно раньше. Первые сведения находим у преподобного Симеона Солунского (XIV в.) в труде под названием “О святых священнодействиях и таинствах церковных”.

Преподобный Симеон выделял два главных аспекта в этом обряде. Первое и очевидное – архиерей подражает Христу. Второе и неочевидное – только что рукоположенный архиерей очищен и просвещен. В Таинстве Рукоположения Господь обильно изливает благодать на посвящаемого, а значит, молитва и благословение архиерея в этот день особенно действенны. Именно поэтому архиерей отправлялся молиться за правителя, народ и город.

В тех случаях, когда епископа поставляли в митрополиты или патриархи без совершения хиротонии, чин не совершался.

В Русской Церкви чин известен с того же времени, что и у греков. Однако его греческое отправление, что характерно, отличалось большей торжественностью и пышностью. Например, греческие архиереи практически не садились на осла, предпочитая ему благородного и богато украшенного коня.

Шествие к царю

Первым архиерей отправлялся к царю или князю, правящему в городе. После выхода владыки из церкви протоиерей подносил ему воздвизальный животворящий крест. Взяв крест, архиерей садился на осла и ехал ко двору правителя. Осла вели под уздцы бояре или меньшие князья, следом шли певчие, затем – четверо свещеносцев с пальмовыми ветвями в руках, а в самом начале процессии – глашатаи, главной задачей которых было обеспечение беспрепятственного проезда.

Бывало, что вместо осла садились на лошадь, а то и в карету. А снежными русскими зимами лошадей запрягали в сани.

Если поставлялся патриарх, то животворящий крест нес ключарь на блюде, также он нес святую воду. Певчие облачались в стихари и шли с  диаконскими свечами, а свещеносцев с пальмовыми ветвями было шестеро.

По прибытии к правителю читали архипастырские молитвословия, а затем правителя благословляли крестом и окропляли святой водой. Прямо в царском или княжеском дворе готовилась трапеза. Если поставленным архиереем был патриарх, то за стол он садился рядом с правителем. После трапезы архиерей отправлялся дальше для шествия по городу.

Г. Шварц. «Вербное Воскресение в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти», (1865).
Г. Шварц. «Вербное Воскресение в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти», (1865).

Шествие по городу

Весь город архиерей должен был объехать кругом хотя бы раз, благословляя крестом встречающий его народ. Сопровождали его клирики, знать и чиновники. Шествие начиналось молитвой “Царю Небесный” и до его окончания звучало пение гимнографических молитвословий двунадесятых праздников, дней памяти особо почитаемых святых.

Заканчивался ход тем, что владыка подъезжал к городским воротам, читал особую молитву, благословлял народ и кропил врата святой водой. В молитве новопоставленного владыки содержались прошения о себе, людях, городе и правителе.

-2

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Для себя архиерей испрашивал, чтобы Господь сделал его достойным пастырем, укрепил на преподание Его учения. О людях он молился, чтобы Бог сделал их овцами избранного стада, отверз их чувства и расположил сердца к слышанию Божественного слова. О городе молил Всевышнего, чтобы  утвердил его Своей силой и сохранил от всех врагов. И напоследок просил, чтобы правитель правил мирно и мудро, чтобы дни его жизни были благоденственны, а он сам – благодетелен.

Шествие на осле в Вербное воскресенье

Похожим обрядом было шествие на осле в Вербное воскресенье. Совершалось оно ежегодно в воспоминание Входа Господня в Иерусалим. Архиерей садился на осла или низкорослую лошадь, а правитель или воевода вел ездовое животное под уздцы по всему городу.

Люди встречали их вербами, а иногда государством специально для этого шествия из восточных стран завозились пальмовые ветви, которые раздавали людям. Кто-то кричал “Осанна Сыну Давидову!”, кто-то бросал под копыта дорогую одежду и ткань. Словом, все происходило по евангельским событиям.

Владыка объезжал город и благословлял народ, а в конце шествия направлялся в кафедральный собор, где и начинал служить литургию.

Исчезновение обычая

По неизвестной точно причине с 1677 года был наложен запрет на совершение шествия архиерея на осле как в день посвящения, так и в Неделю Ваий. С этого времени запрет без указания причины содержится в чинах и уставах на избрание, рукоположение и возведение на епископский престол.

Единственным исключением была возможность совершения этого чина патриархом в день его поставления. Но и это продлилось недолго. Петр I (время правления 1682-1725 гг.) счел унизительным царю для кого-то вести под уздцы лошадь и не участвовал в шествии. А потому совершение обряда прекратилось.

Сегодняшние отголоски традиции

Несмотря на то, что в самом чине нет ничего дурного, что могло бы послужить причиной для его запрета, говорить об общецерковном возрождении традиции шествия на осле не приходится. Тем не менее, единичные попытки воспроизвести этот обычай, хотя бы частично, отмечаются и в современности.

Например, в 2008 году в праздник Входа Господня в Иерусалим архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл возглавил крестный ход, во время которого архиерей восседал на лошади.

Архиепископ Кирилл на лошади в праздник Входа Господня в Иерусалим
Архиепископ Кирилл на лошади в праздник Входа Господня в Иерусалим

А вот в этом году в Свято-Борисо-Глебской Коложской церкви в Гродно (Беларусь) крестный ход в Вербное воскресенье прошел с участием настоящего ослика, но без архиерея. Вместо него на ослике прокатились все желающие детишки.

Крестный ход в Вербное воскресенье в Гродно
Крестный ход в Вербное воскресенье в Гродно

ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ, ЧТОБЫ КАЖДЫЙ ДЕНЬ ЧИТАТЬ ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ О ПРАВОСЛАВИИ!

-5

КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ