Найти в Дзене

Технологии и доверие в эпоху цифровой трансформации

Оглавление

Изменения, связанные с переходом на новые цифровые решения, затронут, безусловно, все сферы нашей жизни. Вместе с тем, прорывные технологии влияют и трансформируют концепцию доверия в современном обществе. Каким образом – разбирались участники международной конференции «Технологии и доверие: защита подлинности и идентификация-2021». Конференция, организованная АО «Гознак», состоялась 15 апреля 2021 года в гибридном формате: часть участников лично присутствовала в «Лотте Отеле» (Москва), а часть – присоединилась к онлайн-трансляции.

Вопросы безопасности встают в полный рост

Лейтмотивом конференции стала новая технологическая эра и влияние прорывных технологий на сферу платежей, идентификации и систем прослеживаемости.

-2

Как отметил заместитель министра финансов РФ, председатель совета директоров АО «Гознак» Алексей Моисеев, пандемия COVID-19 явилась мощным драйвером внедрения цифровых решений.

– Мы уже многое делаем в «цифре»: от открытия банковских счетов до проведения собраний акционеров. Сейчас готовим законопроект, позволяющий проводить такие собрания онлайн не только в кризисные годы. Кроме того, совместно с Банком России реализуем дорожную карту по цифровизации финансового сектора, а с Росимуществом – концепцию цифрового учета федерального имущества и перевод в цифру взаимоотношений между нами, как собственником федерального имущества, и арендаторами, покупателями – как клиентами. В цифровой формат переходят и таможенные органы: на смену бумажному декларированию приходят цифровые декларации, – комментирует представитель Минфина. – Недавно мы провели стратегическую сессию по развитию финансовых рынков, где спросили у участников рынков, чего им сейчас не хватает. Почти все говорили об одном и том же: они хотят более удобных и более легких способов проведения финансовых транзакций в режиме онлайн даже без однократного посещения финансовой организации. Это новая для нас концепция: до сих пор в рамках идентификации требовалось, чтобы человек хотя бы один раз появился в банке, на почте или иной организации и идентифицировался. После этого его цифровой профиль может жить отдельно. Все говорят, что это уже прошлое, будущее – это когда человек ни разу не приходит в банк, а цифровой профиль формируется без его прихода.

В связи с этим открытым остается вопрос мошенничества. Если предположить, что злоумышленник получит пароль пользователя к банковскому счету, то сотрудники банка, скорее всего, заметят сомнительную операцию, да и сам пользователь сможет поменять пароль. Однако пока непонятно, как действовать в случае кражи биометрических данных.

– Следовательно, требования к безопасности и защите клиентской информации, ее стопроцентной достоверности и проверке должны быть значительно выше, – констатирует Алексей Моисеев. – С учетом перехода многих отраслей на цифровую идентификацию, которая, в первую очередь, основана на биометрических данных, эти вопросы встают в полный рост, их компрометация может значительно усложнить жизнь любого человека. Я уверен, что Гознак, который многие годы занимается защитой подлинности денежной продукции и имеет колоссальный опыт в этой области, станет лидером по защите от подделок в цифровой среде.

Доверие = колоссальные возможности

Мир вокруг нас стремительно меняется, и важно понимать актуальные направления развития технологий. Первый главный редактор журнала Wired UK, футурист, автор книг, инвестор Дэвид Роуэн объездил весь мир, чтобы выяснить, как отдельные корпорации, а порой и целые государства могут эффективно использовать цифровые решения и адаптировать свои бизнес-модели к новой реальности.

Во время пандемии мы видели, что именно доверие является ключевым элементом взаимоотношений власти и общества.

В ходе онлайн-выступления на конференции эксперт остановился на технологических мегатрендах и их влиянии на трансформацию концепции доверия в современном обществе.

– На днях случилось несколько интересных событий. Первое: американский предприниматель Илон Маск показал, что можно имплантировать электроды в мозг обезьяны и научить ее играть в теннис. Это очень удивительно, ведь таким образом можно создать интерфейс между мозгом и компьютером и обходиться без клавиатуры и мышки, – отмечает спикер. – Второе: в Лондоне у моей 81‑летней мамы возникли проблемы с транзакциями, которые подвергли сомнению доверие. Дело в том, что у нее есть обычный почтовый ящик, и она обнаружила, что кто‑то похитил ее почту, в том числе извещение от банка. Вскоре ей позвонили из банка, чтобы сообщить – неизвестный пришел в отделение с ее идентификатором и постарался снять семь тысяч фунтов со счета. Сотрудники банка заподозрили неладное и остановили операцию. Несмотря на то что сейчас компании создают невероятные системы безопасности, по‑прежнему сохраняется разрыв между их технологиями и транзакциями простых людей. Те, кто сможет заполнить этот разрыв, заработают немало.

Эксперт подчеркнул: искусственный интеллект развивается очень быстро и открывает перед пользователями новые возможности. Взять, к примеру, моделирование различных изображений: недавно в Tik Tok кто‑то разместил фейковое видео с актером Томом Крузом. Многие пользователи были уверены в подлинности ролика, но оказалось, он создан при помощи технологий. Выходит, в будущем нам будет сложнее разобраться, что реально, а что – нет.

– Вирус COVID-19 привел к тому, что самые различные организации стали цифровизироваться. Вопрос в том, насколько мы можем доверять этим цифровым каналам и помогут ли цифровые технологии в выстраивании и поддержании доверительных отношений с нашими клиентами, – рассуждает Дэвид Роуэн. – В начале прошлого года было несколько попыток укреплять это доверие. Например, государственным здравоохранением Великобритании была сделана попытка идентифицировать носителей вируса. Однако реализовать это на деле не удалось: мобильное приложение, которое предлагалось использовать для выявления зараженных, было заблокировано крупнейшими компаниями. Политики часто не понимают, каким образом выстраивать это доверие и как сделать так, чтобы люди действительно его испытывали. У людей есть эмоциональная потребность – понимать, что происходит, для них важна прозрачность информации. Во время пандемии мы видели, что именно доверие является ключевым элементом взаимоотношений власти и общества. Технологии, тот же блокчейн, позволяют нам понимать, насколько достоверна цепочка поставок, а клиенты, в свою очередь, видят – по какой цепочке прошел тот или иной товар. Таким образом, они могут удостовериться, что покупают тунца, а не другую породу рыб. Это стало возможным благодаря новым цифровым каналам. Однако эти цифровые каналы становятся уязвимыми для «плохих парней». Во время пандемии многие бизнесы ушли в онлайн, и злоумышленники начали активно взламывать пароли от Zoom, врываться в чужие переговоры.

Вместе с тем, польза от цифровизации неоспорима. Эксперт привел в пример Эстонию, где очень много развитого бизнеса и динамично внедряются новые технологии. Пять лет назад правительство этой страны решило позволить людям, физически не присутствующим в Эстонии, вести здесь дела. Под эту инициативу была создана целая система, в частности появилось виртуальное удостоверение личности, получить которое можно в любом диппредставительстве. Имея такое удостоверение, можно вести бизнес в Эстонии, не находясь там.

– Экономика перестает зависеть от географии. На первый план выходит прозрачность процессов. При этом должно быть понимание, каким образом записываются данные, как происходит их обработка, куда они направляются. Нужно уделить внимание и эмоциональному аспекту – выстроить доверительные отношения с людьми, которые будут вести дела компании, находящейся в другой стране, – отметил Дэвид Роуэн. – Доверие в цифровом мире предполагает, что есть юридическое лицо, которое собирает и управляет персональными данными за людей. Для нас, как для потребителей, это значит, что все должно быть легко: мы просто нажимаем кнопку на телефоне, и что‑то происходит. К тому же у нас есть биометрия, устройства, которые позволяют узнать, кто мы, поэтому у нас должны быть возможности этим воспользоваться. К примеру, есть идея упростить регистрацию на рейс. Представьте: вы садитесь в такси, водитель сканирует ваше лицо и затем везет вас напрямую к самолету – потому, что у искусственного интеллекта есть понимание, кто вы. Такая технология может сделать нашу жизнь проще, но, опять же, здесь есть элемент доверия – люди должны понимать, зачем им это нужно и как это работает на практике. Если мы сможем обеспечить это доверие, перед нами откроются колоссальные возможности.

Работая над своей книгой, спикер объехал множество различных компаний – банки, производственные корпорации, и узнал из первых рук, как они преобразуют свою работу, как внедряют передовые технологии. На основании этого опыта он выделил шесть ключевых аспектов, так называемые шесть «P», которые нужно принимать во внимание.

1. People. Люди. Нужно давать возможность всем сотрудникам компании проявить себя. Так, например, Эрик Юань, выросший в китайской провинции Шаньдун, мечтал попасть в Кремниевую долину и создать собственный стартап, но долго не мог освоить основы программирования. Однако его желание оказалось настолько сильным, что сначала он устроился в компанию WebEx в США, где работал над созданием платформы для онлайн-конференций. Поначалу это была не самая удачная программа, поступало много жалоб. Затем WebEx приобрела компания Cisco. Четыре года спустя Эрик Юань ушел оттуда и образовал новую компанию Zoom. На тот момент он уже понимал, что нужно клиентам.

2. Purpose. Цель работы компании, которая должна быть важна для всех сотрудников. Не нужно бояться выходить из зоны комфорта и ставить масштабные цели. Спикер привел в пример лондонский книжный магазин, который работает более 80 лет и находится в центре города. Сейчас, когда бумажным книгам все сложнее конкурировать с электронными, он готов предложить новые виды услуг. Одна из них – «хранители библиотеки». Такая практика есть в Швейцарии, где одна госпожа захотела, чтобы о ее книгах позаботились, и передала эту функцию «хранителям библиотек».

3. Process. Процесс. Важно, чтобы компания создавала новые процессы, технологии, которые будут пользоваться спросом. Так, у будущего основателя и президента Dandelion Energy Кэти Хэннан возникла идея о снижении выбросов углекислого газа за счет использования воды и топлива. Ее не приняли всерьез, но через два года Кэти достигла успеха: создала новое топливо с нейтральными выбросами углекислого газа. Изначально его цена достигала 100 долларов за галлон, затем ее удалось снизить.

4. Protection. Защита. Дэвид Роуэн вспоминает: когда он посетил Пентагон, увидел, что это бюрократическая организация, где работают три миллиона человек, и они не используют технологии должным образом. Группа специалистов постаралась преобразовать эту организацию, сделав акцент на технологической составляющей и защите. Сейчас в этом направлении активно работает новая служба Defense Digital Service.

5. Preparedness. Подготовленность. В качестве примера был приведен предприниматель из Гонконга, который много лет производит сковородки для домашней готовки. Когда цифровые решения начали проникать в нашу жизнь, он задумался о том, что будет с его бизнесом с приходом интернета на кухню. В итоге предприниматель разработал новый вид сковородки, показывающей температуру металла через специальное приложение, устройство подключается к нему через Bluetooth. Таким образом, можно готовить согласно рецептам, сама сковорода определит нужную температуру и перестроится на нее.

6. Profits. Прибыль. Эксперт убежден: нужно экспериментировать с технологиями, только так можно достигнуть доверия и выйти на прибыль. При этом важно учитывать проблематику человеческой психологии: люди часто воспринимают что‑то новое как угрозу, и чтобы добиться доверия, нужно приложить усилия.

-5

Слияние физической и цифровой личностей неизбежно

Три сценария развития цифрового общества, по версии Gartner, представил вице-президент консалтингово-аналитической компании Гартнер Франк Бутендийк.

Он рассказал о проведенном исследовании, в рамках которого людям в разных странах мира предлагалось ответить на вопрос: как, по их мнению, будет выглядеть наша жизнь в 2035 году. Проанализировав ответы респондентов, аналитики выделили три главных идеи.

Первая, это так называемый «меньший круг» (smaller circle), связана с желанием людей использовать цифровые решения в своей жизни. В частности, они считают, что 3D-печать станет реальностью и, вероятно, дома будут печататься за десять часов.

Респонденты заявили о желании просыпаться в 2035 году «в своем маленьком умном доме». Маленьком – потому, что пространство будет в дефиците. Однако, по мнению Франка Бутендийка, умный дом никогда не станет реальностью на сто процентов, поскольку некоторые вещи люди захотят, как прежде, делать вручную. Например, включать и выключать свет, хотя это можно отдать на откуп умным системам.

Не исключена и «будущая ностальгия», связанная с тем, что люди будут все чаще задаваться вопросом: стали ли они счастливее благодаря технологиям? Уже сейчас многие отмечают: во время пандемии COVID-19 им не хватало нормального общения – никакие цифровые технологии не могут заменить прямого контакта с близкими и коллегами.

Аналитики предполагают, что люди будут скучать по простым вещам, в том числе по тихим местам, где не работает мобильный телефон. Кстати, в социальных сетях набирают популярность два хештега: #FOMO (сокращение от Fear of Missing Out – страх упущенной выгоды) и противоположный ему – #JOYMO (сокращение от Joy of Missing Out – радость пропускать) – это радость от того, что вы не в онлайне.

– Из минусов этого «круга» можно назвать технопротекционизм – технологии захватывают нашу жизнь, иногда облегчают ее, а иногда и усложняют, как в случае с общением. В цифровых пространствах мы вынуждены сталкиваться с дипфейками (технология синтеза изображения, основанная на искусственном интеллекте и используемая для замены элементов изображения на желаемые образы. – Прим. авт.) и кибермоббингом (использование средств электронной коммуникации для угроз или унижения других людей. – Прим. авт.), – заметил эксперт.

-6

В социальных сетях набирают популярность два хештега: #FOMO (сокращение от Fear of Missing Out – страх упущенной выгоды) и противоположный ему – #JOYMO (сокращение от Joy of Missing Out – радость пропускать) – это радость от того, что вы не в онлайне.

Говоря о цифровизации в организации, нужно понимать: она должна обеспечивать стабильность и масштабируемость. Цифровая масштабируемость – это возможность создать тысячи, сотни тысяч маленьких, локальных бизнесов, но при этом у них есть нечто общее, и они могут быть так же эффективны, как один глобальный бизнес.

Второй аспект, который выделили аналитики, – пузырь удобности (Bubble of Convenience), то есть технология должна сделать нашу жизнь проще. Участники опроса предполагают, что в будущем именно искусственный интеллект будет выбирать лучшее время для нашего пробуждения и лучшее для нас питание, а также будет ненавязчиво подсказывать в течение дня, какие у нас задачи, когда нужно сделать перерыв, а когда – уделить внимание физическим нагрузкам.

– Технологии учатся на нашем поведении, затем начинают копировать нас и предлагают решения исходя из наших интересов и вкусов. Таким образом, у человека создается иллюзия выбора, на самом деле все уже выбрали за него. По факту мы являемся направляющими для алгоритмов, но по мере того, как они становятся более точными, они начинают управлять нашим поведением. Это хорошая возможность для маркетологов ненавязчиво продвигать какой‑то продукт, – подчеркнул эксперт.

-7

Третий вывод, который сделали специалисты Gartner, – необходимо определить новую сверхидею, поскольку прежняя – глобализация, которая в течение 50 лет являлась двигателем человечества, начала разрушаться. Вероятно, в ближайшем будущем на первый план выйдет зеленая повестка: страны заинтересованы в развитии чистой энергетики, уменьшении углеродного следа и решении климатической проблемы. Одним из главных трендов будет цифровая трансформация, в частности создание цифровой личности.

– Речь идет о слиянии виртуальной и физической личности. Идентичность личности – это комбинация, кто вы есть, ваше самовосприятие – что вы думаете о себе, и стороннее восприятие – как вас воспринимают окружающие, как вас узнают и как вы себя ведете. В данном случае мы ничего не можем сделать в части тех данных, которыми мы делимся, – их собирают, обрабатывают, чтобы впоследствии мы вступали в коммуникацию. Так формируется цифровой след человека, – говорит эксперт. – Люди старшего поколения идентифицировались по нескольким параметрам – место жительства, религия, фамилия, работа. А вот молодежь имеет множественную идентичность: какой соцсетью пользуешься, какой кофе пьешь, какой у тебя телефон, в каком сообществе состоишь и пр. Цифровые технологии позволяют использовать гораздо больше различных аспектов, это касается и того, что вы покупаете, какой у вас автомобиль, как часто ходите в фитнес-центр. Все это определяет, кто вы есть. Сегодня личность становится более подвижной.

Новый уровень взаимодействия

Вызовы и новые подходы к формированию доверия в цифровом мире обозначил генеральный директор АО «Гознак», главный редактор журнала «Риск-менеджмент. Практика», д.э.н. Аркадий Трачук. По его мнению, говоря о возможностях, создаваемых цифровыми технологиями, не стоит забывать о рисках, которые они формируют.

– Эти риски велики, прежде всего, для понимания места человека во взаимодействии с технологиями. Возникает вопрос: не скатываемся ли мы к ситуации, когда технологии становятся важными не для нас, как для человека, личности, а они начинают формировать какую‑то свою историю? Иногда возникает ощущение, что в мире мы существуем как физическая личность, а где‑то помимо нас есть некий цифровой образ, некая цифровая презентация, которая формирует цифровые следы, и технологии взаимодействуют с ней. На мой взгляд, это большой риск, который, очевидно, оказывает влияние на доверие, потому что мы не до конца понимаем, с кем взаимодействуем, – подчеркнул спикер. – Для Гознака это ключевая проблема, потому что мы 200 лет обеспечиваем доверие: занимаемся производством банкнот, паспортов, монет и разного рода документов. Основной задачей, которую мы решаем, является проблема доверия. Нашей продукции должен доверять эмитент, потому что он выпускает банкноты в обращение или выдает документы. Нашей продукции должны доверять люди, которые получают эти документы, банкноты, пользуются ими и передают их третьим лицам, которые тоже должны доверять. Создание доверия в физическом мире – это отдельная задача, мы с ней успешно справляемся. Работа эта непростая, высокотехнологичная, требующая большой концентрации и интеллектуальных ресурсов, опыта и знаний. Сегодня мы столкнулись с колоссальным изменением среды доверия. Возможно, это самая глубокая трансформация за все время существования человечества.

-8

Аркадий Трачук привел конкретные примеры. В сфере платежей в России на рубеже 2018–2019 годов произошло знаковое событие: безналичные платежи в розничном сегменте превысили наличные в том же сегменте. Данная тенденция сохраняется, она свойственна всему миру, однако по скорости этих изменений Российская Федерация – один из лидеров.

– Важно понимать то, что при любом безналичном платеже, который осуществляется банковской картой, мобильным устройством или платежным поручением с банковского счета, мы взаимодействуем с нашими контрагентами через платежного агента – через банк. Или, иными словами, через агента доверия: мы доверяем нашему банку счета, поручения заплатить, доверяем ему взаимодействие с другим банком, а его банк-корреспондент тоже доверяет. Эта среда доверия, которая существует уже столетия – с момента создания банковского мира, в принципе неплохо работает. Функции агента за последние годы существенно расширились, теперь он не только осуществляет платеж как таковой, но зачастую контролирует и другие аспекты, – прокомментировал руководитель «Гознака».

Изменения, которые происходят в сфере идентификации, куда более глубокие, что логично: добавилась новая среда, где мы должны быть представлены и идентифицированы.

– Сегодня мы часто сталкиваемся с наличием неких баз данных, неких реестров. Совокупность реестров стала частью системы идентификации, – продолжает Аркадий Трачук. – В числе этих реестров и разного рода ведомственные идентификаторы, и многие коммерческие организации имеют свои системы идентификации и собственные реестры. Теперь недостаточно просто предъявить какой‑либо документ – организация хочет убедиться, что этот документ есть в ее реестре. Таким образом, система, с одной стороны, усложнилась, с другой – приобрела новые черты и характеристики. Проблема в том, что мы не до конца понимаем, что написано в этих реестрах, и не можем эффективно управлять этими записями, наши полномочия зачастую крайне ограничены. Кроме того, доступ к этой информации на тех или иных условиях может быть предоставлен третьим лицам. Это, безусловно, меняет систему взаимодействия, а среда доверия мигрирует от нашего физического представления, в том числе в реестровую систему. В своем недавнем интервью американский менеджер и генеральный директор компании Apple Тим Кук сказал, что в XXI веке человечество столкнулось с колоссальными кризисами безопасности и приватности. Это новый вызов, но как нам обеспечить возможность цифровой инклюзивности, цифрового разнообразия, чтобы цифровые решения позволяли нам больше общаться, давали возможность быть более уверенными в том, что мы делаем в сети, а не скатываться к ситуации «цифрового отчуждения», когда фактически человек является включенным в бесконечное количество коммуникаций, но эти коммуникации начинают осуществляться уже не по отношению к человеку, а по отношению к его цифровой презентации. Сегодня нередко при подборе сотрудников или выборе человека для дальнейшего общения мы, в первую очередь, обращаем внимание на его цифровой след. Хотелось бы, чтобы в центре всех взаимодействий оставался человек, то есть чтобы наша коммуникация строилась на логике однозначного понимания физической сущности человека, с которым мы общаемся. А те устройства, которые у нас есть, лишь помогали бы в этом, обеспечивали нашу коммуникацию с внешним и физическим миром тогда, когда это необходимо, и с цифровым миром тогда, когда это требуется, а вещи могли бы общаться друг с другом сами, на то он и интернет вещей.

Хотелось бы, чтобы в центре всех взаимодействий оставался человек, то есть чтобы наша коммуникация строилась на логике однозначного понимания физической сущности человека, с которым мы общаемся. А те устройства, которые у нас есть, лишь помогали бы в этом, обеспечивали нашу коммуникацию с внешним и физическим миром тогда, когда это необходимо, и с цифровым миром тогда, когда это требуется, а вещи могли бы общаться друг с другом сами.

Спикер подчеркнул: подавляющее количество систем идентификации хранения данных, обработки построены на базе централизованных реестров. Это наименее ресурсоемкая история, хорошо управляемая и легко реализуемая в рамках современных информационных технологий.

– Я не могу сказать, что мы считаем, что, например, blockchain является в этом смысле спасением как глобальный распределенный реестр. Безусловно, централизованные реестры останутся. С другой стороны, не менее важной является задача – дать человеку возможность управлять своими данными. Предоставление таких возможностей, которые могут быть реализованы как при помощи тех же распределенных реестров или защищенных устройств, защищенных программных продуктов на индивидуальных устройствах, на мой взгляд, является ответом. В этом случае мы сохраняем единый источник идентичности – человек и его биометрические характеристики, у него под контролем находится его цифровой двойник, его цифровая самопрезентация. При этом государство и другие уполномоченные организации, которые должны выполнять соответствующие функции – управления, контроля, да и коммерческие организации, например авиакомпании, с точки зрения управления потоком пассажиров вполне могут использовать централизованные реестры, а человек может сам контролировать уровни доступа, давать согласие на использование тех или иных данных, используя для этого подходящие технические решения. С нашей точки зрения, такой подход в будущем позволит получить доверенное взаимодействие как в виртуальной среде с нашими виртуальными партнерами и коллегами, так и в физической среде, и сделать это взаимодействие гибким, а саму среду более надежной, – подчеркнул Аркадий Трачук.

Цифровые решения АО «Гознак»

Все современные продукты в той или иной степени будут связаны с цифрой: либо они будут иметь какое‑то цифровое измерение, либо полностью станут цифровыми. О некоторых из таких решений рассказали представители Гознака.

Директор по цифровому развитию АО «Гознак» Татьяна Канделаки отметила, что сейчас мы являемся свидетелями трансформации компаний, людей, устоявшихся бизнес-процессов. Гознак – не исключение: его традиционные продукты – банкноты, паспорта – стали заменяться цифровым рублем, цифровым удостоверением личности.

Еще 10 лет назад Гознак начал делать первые шаги в создании цифровой инфраструктуры. Спроектировано и построено два центра обработки данных – в Москве на 370 стойко-мест и в Санкт-Петербурге на 470 стойко-мест. В планах – открытие третьего ЦОДа. Эти центры обеспечивают максимальную безопасность и полную защиту данных.

– Мы гарантируем высочайший уровень отказоустойчивости. Для нас важно, чтобы наши клиенты получали максимально качественный сервис. Кроме того, бесплатно предоставляем техническую поддержку 24/7. Решаем любые задачи клиентов, начиная от размещения стойко-места, заканчивая созданием индивидуального программно-аппаратного комплекса в соответствии с техническими и коммерческими требованиями заказчика, – уточнила Татьяна Канделаки.

В стадии разработки – Гознак Cloud. Новая разработка позволит предоставлять как классические сервисы, которые сегодня могут предложить Яндекс, МТС и любое облако, так и специфические – например, для банков хостинг по стандарту PCI DSS, инфраструктуру в соответствии с № 152‑ФЗ, автоматизированное рабочее место сотрудника с возможностью анализа эффективности работы.

Облако будет запускаться поэтапно. Компания рассчитывает реализовать эту задачу в течение двух лет.

Другой важной новацией станет электронное удостоверение личности. Руководитель направления АО «Гознак» Евгения Иванченко напомнила, что процесс удостоверения личности состоит из трех составляющих: идентификация, аутентификация и верификация.

Паспорт является базовым документом для системы идентификации в нашей стране. Подавляющее большинство сценариев его обращения сводится к формальному предъявлению документа для удостоверения личности. Устоявшаяся модель обеспечивает исполнение всех сценариев идентификации, кроме удостоверения личности в цифровом пространстве. Из-за отсутствия единого решения каждый сегмент государственных и коммерческих услуг применяет свое собственное на основе паспортных данных гражданина и дополнительных сведений о нем. Эти системы строятся на основе учетных записей с логинами и паролями. Аутентификация в этих системах осуществляется по генерируемым одноразовым паролям, и в некоторых системах применяются биометрические параметры человека.

События 2020 года полностью изменили привычный нам мир: от повседневной жизни людей до бизнес-среды. Цифровые сервисы, помимо скорости и удобства, решали вопрос исключения физического контакта между людьми. Для того чтобы учиться, работать, взаимодействовать, общаться, заключать сделки и договоры, мы перешли из реального мира в виртуальный. Это значит, пора подумать о надежном средстве идентификации личности в цифровом пространстве.

Эволюция документа, удостоверяющего личность, продолжается, и сейчас наступило время электронного удостоверения личности – основного документа, который удостоверяет нашу личность и в реальной жизни, и в цифровом пространстве; документа, который обеспечивает безопасность наших данных в графическом и электронном виде.

– Это пластиковый документ, где, помимо визуальной части, в электронном носителе информации хранятся персональные данные гражданина, электронная подпись, основные реквизиты документа, дополнительные сведения и биометрические параметры. Сохранение физического носителя позволит использовать этот документ привычным способом, а наличие электронной компоненты – вписать его в существующие информационно-технологические системы или на базе этого документа сформируется новая система, где сам гражданин управляет своими данными, – комментирует Евгения Иванченко.

С учетом многообразия задач, которые необходимо решить с помощью электронного удостоверения личности, к нему предъявляются особые требования. Оно должно быть защищенным от подделки и внесения изменений, технологичным – для того чтобы можно было выпускать это изделие миллионными тиражами, долговечным – в соответствии с назначенным сроком службы и надежным – чтобы его можно было использовать в разных климатических условиях.

Также Гознак продолжает развивать линейку своих биометрических решений.

– Несколько лет назад активный спрос на рынке информационных технологий, а также запросы партнеров мотивировали нас заниматься биометрическими технологиями. Сейчас мы работаем над такими биометрическими параметрами, как рисунок вен ладони и радужная оболочка глаза, которые характеризуются высокой точностью и стойкостью к удаленному несанкционированному съему, – говорит директор по информационным технологиям АО «Гознак» Олег Барсуков. – Предпосылки развития биометрических решений позволили нам создать автоматизированную систему пограничного контроля. Автоматизированный пункт пропуска обладает целым рядом инновационных решений. Во-первых, нами была произведена модернизация стандартного паспортного сканера путем встраивания в него датчика машиночитаемого специального признака, благодаря чему можно осуществлять контроль не только легальности электронных данных, но и подлинности самого документа. Во-вторых, была разработана серьезная защита от подмены биометрических данных, главным образом, для верификации по лицу. Применение камеры глубины позволило нам защититься от предъявления плоской фотографии, объемной деформированной фотографии, видеозаписи лица, а также частично – от предъявления масок.

Использование специализированных нейронных сетей и программных решений позволяет выявлять мешающие верификации вещи: головные уборы, шарфы, очки, маски; контролировать точность наклона головы до пяти градусов и расстояние до объекта.

Решение помогает определить количество человек, находящихся в автоматизированном пункте пропуска. Две камеры, расположенные на противоположных сторонах автогейта, позволяют не допустить неконтролируемого прохода людей без соответствующей процедуры.

– Кроме того, наше решение обладает дружелюбным интерфейсом, содержит инструменты голосового сопровождения процедуры перехода, интерактивные подсказки, позволяющие корректно позиционироваться перед камерами и датчиками, правильно вставлять документ в сканер и так далее, – пояснил Олег Барсуков.

Автоматизированный пункт прохода является модульной конструкцией и состоит из стойки проверки документа и биометрической стойки. При этом дизайн устройства, его габариты зависят от пожелания заказчика и требований помещения. Гознак продолжает работать над расширением функционала данного решения и в скором времени представит технологию верификации по радужной оболочке глаза. Также будет разработан биометрический киоск для предварительной регистрации иностранных граждан.

-12

В век цифровых технологий мы сталкиваемся с большим количеством цифровых данных, большая часть из которых будет относиться к такому понятию, как цифровые документы. Это касается и физических, и юридических лиц. По оценке Гознака, прирост цифровых документов составляет примерно 35–40% ежегодно. В связи с этим актуален вопрос организации хранения таких документов.

Гознак предлагает комплексное решение по хранению электронных и бумажных документов и различные сервисы, сопутствующие их хранению.

– Наша модель выглядит следующим образом. Хранение электронного документа происходит через взаимодействие с системами электронного документо-оборота заказчиков, у которых есть потребность в том, чтобы поместить документы в архив, – отмечает руководитель проектного офиса АО «Гознак» Кирилл Павлов. – Кроме того, мы берем на себя услуги по хранению бумажных документов: готовы собрать документы на территории заказчика, поместить их в свой склад. Если заказчику это необходимо, можем оцифровать, отсканировать, распознать данные документы, поместить их в электронный архив в электронном виде. И, если заказчик посчитает, что бумажные документы ему больше не нужны после их попадания в оцифрованном виде в архив, мы готовы уничтожить данные документы.

Одна из проблем хранения документов в электронном архиве заключается в том, что электронная цифровая подпись имеет ограниченный срок действия. Решение Гознака предлагает следующий вариант подтверждения юридической значимости документа на всем цикле хранения – так называемую перештамповку электронных документов, находящихся в его архиве.

– Это значит, что мы получаем в архив документ, подписанный электронной цифровой подписью, проставляем на данный документ метку времени и на всем этапе хранения отслеживаем: действует ли электронная цифровая подпись на этом документе. Как только ее срок действия заканчивается, мы своей электронной подписью в автоматическом режиме перештамповываем хранимый у нас документ. Тем самым обеспечиваем достоверность того, что то, что попало к нам в архив, осталось без изменений. Такой способ перештамповки является аналогом того, как поступают государственные архивы с бумажными документами. Хранение документов производим в собственном ЦОДе, сертифицированном по уровню TIER 3. Безопасность хранения электронных документов обеспечена на 100 процентов. Наш архив интегрируется с системами электронного документооборота заказчиков, и заказчик непосредственно со своих рабочих мест может при определенных условиях отправлять документы сразу к нам в архив, после чего мы принимаем документы в электронном виде на хранение и обеспечиваем хранение на следующем цикле их жизни.

Особенностью решения с точки зрения хранения электронных документов является то, что Гознак формирует эталонный образ документа, который первоначально поступает для хранения в архив. Этот эталонный образ остается неизменным на всем цикле хранения. Кроме того, при оцифровке документов проводится автоматическое распознавание документов по основным типам – например, таких, как договор, приказ и так далее. При этом Гознак готов взять на себя часть работ, связанных с организацией процедуры помещения документов в архив со стороны заказчика.

Что касается хранения бумажных документов, Гознак обеспечивает полную безопасность их хранения: и пожарную, и климатическую; предоставляет необходимые короба для заказчиков. При необходимости такие документы могут быть вывезены с территории заказчика на склад Гознака.

-14

Еще одно интересное решение касается применения предиктивной аналитики реального времени для распознавания эмоций.

– Можно выделить два перспективных направления развития технологии распознавания эмоций. Мы можем развивать такую технологию, увеличивая ее точность и количество эмоций, которые может распознавать модель, и добавляя новые функции – распознавание возраста, пола. Второе направление – создание более сложных технологий, способных идентифицировать не только эмоции, но и усталость, стресс, ложь, воздействие опьяняющих и психотропных веществ, – комментирует руководитель лаборатории АО «Гознак» Александр Колчин. – В настоящее время имеющаяся технология может применяться, например, в финансовом секторе – всегда критично и интересно, насколько клиент лоялен или доволен в точках обслуживания. Данная технология позволяет непрерывным образом мониторить его состояние и автоматически давать обратную связь. В производстве на основании данной технологии можно определять, устал ли человек на сложном участке, и при снижении его концентрации давать сигнал, чтобы он сделал перерыв или закончил выполняемую работу раньше. В сфере безопасности данная технология, кроме стандартного протокола выполнения необходимых проверок, поможет в моменте определить, насколько эмоциональное состояние человека отклоняется от нормы, и если такое отклонение выявлено, можно будет перейти из автоматизированного режима на обслуживание оператором.

Еще один вариант использования современных биометрических решений представил руководитель проектов АО «Гознак» Александр Мелешин. Он рассказал о том, как с помощью таких решений быстро найти потерявшееся домашнее животное.

– Так же, как отпечатки пальцев и лицо человека, рисунки носа и головы собаки совершенно уникальные для каждого щенка. У метода биометрической идентификации уже большой мировой опыт использования. Например, Канадский клуб собаководства использует отпечаток носа собаки в качестве идентификационной процедуры еще с 1938 года. Пора и нам не только перенимать их опыт, но и улучшать его. Кстати, решение Гознака будет на мобильном телефоне, а канадцы до сих пор используют бумагу и краску, – комментирует эксперт.

У биометрии есть преимущество перед другими решениями – микрочипом, клеймом, адресником и GPS-трекером. Так, в сравнении с микрочипом и клеймом она безболезненна, а значит, более гуманна для животного и производится стандартным мобильным телефоном, не требует какого‑то специализированного оборудования. Также у биометрии есть такие понятия, как неотделимость от собаки и неизменяемость, ее стоимость при этом значительно ниже других решений.

– Технологию биометрической идентификации с элементами искусственного интеллекта мы будем использовать в мобильном приложении под операционные системы IOS и Android. В настоящий момент мы его разрабатываем и в этом году планируем представить в магазинах приложений App Store и Google Play, – говорит Александр Мелешин. – Это решение будет удобно для пользователя, поскольку мобильный телефон практически всегда под рукой. Кроме того, владельцы собак, заводчики, ветеринары смогут найти ряд функций, которые упростят их работу и жизнь. Так, владельцы собак смогут в своем мобильном телефоне иметь полный паспорт собаки, выбрать и вызвать ветеринарного врача, получить различные уведомления, напоминания, например о плановой вакцинации собаки. Заводчики смогут размещать объявления о продаже щенков, а ветеринары получат доступ к полному паспорту собаки в мобильном устройстве.

Принцип работы мобильного приложения при потере собаки заключается в следующем: хозяин животного через мобильное приложение фотографирует питомца, создавая при этом его цифровой профиль. Когда собака потеряется, хозяин оповещает об этом через мобильное приложение. Нашедший собаку также фотографирует ее и получает возможность связаться с хозяином через мобильное приложение для того, чтобы вернуть животное домой.

-15

Елена ВОСКАНЯН