Найти в Дзене
Культурная Карта

Снова про любовь. Эффект бабочки в Театре Романа Виктюка

Это мои соседи. Я встречаюсь с ними редко. С бабушками, кормящими уличных котов, ― у подъезда; с семейными ― у машин, когда возвращаюсь вечером домой; детей слышно, когда они капризно плачут этажом ниже, что-то выпрашивая у терпеливых родителей. Да, они тихие и шумные, с младенцами, собачками и даже куропатками на балконе, с дурными привычками курить в форточку или выбрасывать что-нибудь ненужное в окно с 8 этажа, с желанием залезть к тебе в лифт с пакетами мусора, от запаха которых сразу хочется резко двигаться, и ты даёшь дёру по лестнице вниз.

Фото Владимира Яроцкого
Фото Владимира Яроцкого

Всё это можно простить, ведь за каждым действием жителей многоэтажки стоит важное обстоятельство. Любовь, разлука, одиночество, тоска, бессонная ночь, разочарование… Это я пишу в своих рассказах.

Вот и драматург Ольга Никифорова будто подсматривала за своими соседями и записывала эти обстоятельства и диалоги, ловила их взгляды и додумывала за них мысли. Что ещё делать на самоизоляции? Этюд за этюдом, рассказ за рассказом. В телефонном разговоре с режиссёром Денисом Азаровым герои обретали характер и просились на сцену. Автор внял просьбам друзей и появился сборник рассказов «Эффект бабочки». В Театре Романа Виктюка параллельно выходу книги шла работа над спектаклем, который появился в майской афише под названием #люблюнемогу.

12-13 мая на основной сцене Театра Романа Виктюка состоялись премьерные показы спектакля «#Люблюнемогу» в постановке Дмитрия Голубева. Следующий калейдоскоп историй можно увидеть 27 мая.

На сцене ничего лишнего, только невидимые углы, которые огибают герои, идя по жизни и судьбе, встречаясь с кем-то или проходя мимо кого-то. Об эти углы мы спотыкаемся и забываем, ударяемся и вспоминаем. Диван, кухонный столик, большой экран... в какое-то мгновение на экране-телевизоре появляется основатель театра и произносит главную мысль и пьесы, и Дом Света: «Каждый спектакль в этом театре о любви». Об этом же говорят и создатели спектакля. Пьесу, кстати, уже ставили в театрах Сахалина, Норильска и Новосибирска. В Москве представлена впервые.

Фото Владимира Яроцкого
Фото Владимира Яроцкого

«Ольга Никифорова сплела тонкое кружево из текстов, на первый взгляд, наивных и простых, но в этой лёгкости есть ощущение времени, сегодняшнего дня, живые мысли и чувства наших современников», ― пишет режиссёр в программке, куда постановочная команда решила включить и кульминационный текст из первого авторского сборника, давшего название всей книге, ― «Эффект бабочки».

― Какое-то малозначимое действие, как взмах крылышек, приводит в будущем к большим последствиям для тебя, для твоих близких, или вообще в глобальном смысле, для всего мира, ― говорит в конце спектакля один из героев. ― Ты просто свернул не в ту улицу и получил по башке, ты случайно проспал, может, впервые в жизни, а всё рухнуло и рассыпалось. Ты опоздал, ты не дозвонился… Тебя просто крутануло. И всё. А тебя не простили, тебя осудили, тебя вычеркнули.

Как всё это знакомо, не правда ли? Из вереницы человеческих судеб, увлечений и разочарований запомнились истории «Курган» и «Вот дурак!» в исполнении заслуженных артистов — Дмитрия Бозина и Екатерины Карпушиной. Истории построены на глубоких воспоминаниях, которые проходят сквозной линией по вашей жизни и помогают, дают новые силы для рутинного сегодня, вдохновляют на чистое солнечное завтра.

Фото Владимира Яроцкого
Фото Владимира Яроцкого

На выходе захотелось обнять автора и пожелать вдохновения для достижения новых творческих результатов. Встреча с Ольгой Петровной перед спектаклем придала премьерному показу эксклюзивность и заставила обратить внимание на какие-то нюансы, покрутить в голове какие-то сказанные героями фразы.

Этот вечер вдохновил и меня. Именно для этого лично я и хожу в театр. Спасибо! Поймала и обняла автора, мысленно и артистов, ну и посоветовала всем заглянуть в окна большого города (ещё один образ всего спектакля #Люблюнемогу, что появился в репертуаре Театра Романа Виктюка),
ваша Анжелика ЛУКИНА,
фото Владимира Яроцкого

Культурная карта

Точка на карте: Театр Романа Виктюка,
Метро «Сокольники», ул. Стромынка, 6, Москва.