Автор: Дмитрий Ольшанский
И вторая история. Уже не про отношение к противнику, а про отношение к себе.
Легко заметить, что Украина замешана на самолюбовании.
На постоянном - а ля Кинг Конг - биении себя в грудь: мы великие! мы герои! нас все обожают! мы всех победим! мы будем жить как в Швейцарии! нам дадут триллион долларов! нет, квинтиллион!
И этот национальный нарциссизм все время прет даже в тех ситуациях, где все вроде бы складывается совсем печально, но - мы видим каждый раз, что упоенные собой люди, начиная с самого Зеленского, просто игнорируют реальность, выбирая картинку, где они лучшие, где они победители, и весь мир в их руках.
Русская культура, напротив, предпочитает скромность.
Русскому человеку как бы неудобно себя выпячивать, много говорить, позировать - и все эти торжественные жесты, улыбки, комплименты, риторические приемы и приемчики воспринимаются русскими то ли как жульничество, то ли как ненужная чепуха, словом, для России хвалить себя и любоваться собой - это вымученное, чужое дело.
И мы видим, что даже Путин - с его-то возможностями, - не любит публичности, и невозможно представить, что он, как артист из Киева, будет ежедневно записывать какие-то ролики, нахваливая себя и своих.
Мы не хотим сиять на пьедестале. Для этого мы недостаточно себя любим. Мы сомневаемся, мы с подозрением или иронией смотрим на павлинов. Хотим уйти в тень, сесть на пенек, вздохнуть, пробормотать: да ну, херня какая-то, эх.
Отсюда и результат: нарцисс всегда имеет ранг выше, чем у закрытого человека, хоть бы и этот закрытый человек выиграл, а нарцисс - проиграл.
Можно ли - и, главное, нужно ли - пытаться каким-то неведомым образом менять русский характер? Пытаться сделать наш народ более напористым, агрессивным, самоуверенным?
Думаю, это невозможно. Да и не хочется, если честно.
Но тогда и удивляться не стоит, что украинский "Азов", сдав город и сдавшись в плен, ведет себя так, словно бы они короли, а русские - мариупольские победители - чувствуют только горечь и тоску от того, что им вообще пришлось вступить в бой.
Дмитрий Ольшанский