Всем хорошего настроения. Сегодня мой взор падёт на своего рода начало целого цикла, который на мой взгляд, затмил бы и всеми известную «Игру престолов». Это цикл романов Эмиля Золя «Ругон-Маккары». Прочитав уже шесть книг этого писателя, меня никак не покидала мысль: «А из этого получился бы отличный сериал на много и много сезонов». Именно поэтому, теперь я к этим книгам отношусь как к сезонам сериал. И да простите вы меня, что я позволю себе такое сравнение. Всё же, как я покажу дальше, это действительно достойные работы. Не все, конечно. Но ведь, не бывает ничего идеального. Хронологию по книгам я взял со статьи в википедии (не по годам, как писал Золя, а по очередности событий). Пока что, никаких противоречий в этой хронологии я не нашёл. Собственно, вот и она :
1. «Карьера Ругонов» (1871)
2. «Его превосходительство Эжен Ругон» (1876)
3. «Добыча» (1871—1872)
4. «Деньги» (1891)
5. «Мечта» (1888)
6. «Завоевание Плассана» (1874)
7. «Накипь» (1882)
8. «Дамское счастье» (1883)
9. «Проступок аббата Муре» (1875)
10. «Страница любви» (1878)
11. «Чрево Парижа» (1873)
12. «Радость жизни» (1884)
13. «Западня» (1877)
14. «Творчество» (1886)
15. «Человек-зверь» (1890)
16. «Жерминаль» (1885)
17. «Нана» (1880)
18. «Земля» (1887)
19. «Разгром» (1892)
20. «Доктор Паскаль» (1893)
Собственно, сегодня я расскажу о первом сезоне, который и называется «Карьера Ругонов». Действие начинается во Франции, незадолго до государственного переворота Наполеона III.
Городок Плассан (выдуманный), что находится на юге. В этом городке живут буржуа, крестьяне, старые аристократы, рабочие, духовенство. Здесь же и начинается история двух главных семей - Ругоны и Маккары, которые тесно связаны между собой.
А начинается все с Аделаиды Фук, которая волею судьбы (а точнее, более выгодной партией), выходит замуж за сына крестьянине Пьера Ругона. Впоследствии, у них родится сын Пьер (в честь отца, скорее всего). Чуть позже, у Аделаиды происходит непонятное помутнение рассудка (впоследствии, выяснится, что она действительно не в себе), и она начинает иметь отношения с местным алкашём и бродягой Маккаром. От этого союза рождаются ещё двое детей - Антуан Маккар и Урсула Маккар. Оба отца - и Ругон, и Маккар помирают. Стоит ли говорить, что Пьер Ругон и его сводные брат и сестра совсем не уживаются. Пьер не хочет делится наследством матери (огромный земляной участок). Со временем, ему удается избавиться от матери, полностью отправив её в одиночество в небольшую лачугу, Антуан уходит в армию (Пьер слёзно обещает помогать ему), Урсула выходит замуж (у неё рождаются Франсуа, Элен и Сильвер). Пьеру удаётся ещё и удачно женится - на дочери местного владельца лавки Фелисите Пуэк. У них также появляются дети - Эжен, Паскаль, Аристид, Сидония и Марта. Все сыграют определённую роль в повествовании и станут героями следующих частей.
Пьеру и его жене Фелисите всё время будет не по душе судьба их же детей. Из-за своей буржуазной жадности, они будут очень недовольны, что те деньги, которые они потратят на обучение своих детей в Париже практически не окупятся. Эжен выучиться на юриста, однако блестящей карьеры адвоката он не сделает и уедет в Париж насовсем. Паскаль полностью с головой уйдет в науку и будет бесплатно лечить бедняков. Аристид устроиться журналистом в республиканскую газету и много получать не будет. Сидония уедет в Париж и порвёт с семьёй из Плассана. Марту выдадут замуж за Франсуа, но так как, они будут друг другу практически родственники, то много приданного не получат.
Пьеру Ругону и его жене очень не будет нравиться положение вещей. В попытке приумножить свои капиталы и стать видными членами высших обществ Плассана. Для этого, они придумывают клуб для политических дискуссий, куда будут вхожи (поначалу), все подряд - республиканцы, орлеанисты, имперцы и т.д. Каждый вечер в этом клубе будут собираться члены данных политических течений и обсуждать свои наболевшие вопросы (от того, кто с кем переспал, и до того, будет ли Наполеон устраивать переворот). Ругоны будут метаться от одних, к другим, пока в определённый момент из Парижа не напишет Эжен и расскажет о готовящемся перевороте и создании Второй Империи. Таким образом, когда Пьер Ругон поддержит нужную сторону, он станет казначеем супрефектуры города.
Однако ситуация омрачится двумя нежелательными событиями. Во-первых, вернётся Антуан Маккар, который увидит, что сводный братец толком ничего ему не оставил. Он сразу же начнёт клеймить Ругонов за обман на каждом шагу, попутно пьянствуя и строгая детей с местной кухаркой. Когда дети немного подрастут, Маккар сядет им на шею и перестанет работать. К нему в гости также приедет племянник Сильвер, который тоже периодически будет помогать дяде лишним франком. К слову сказать, Сильвер окажется чуть ли не единственным положительным персонажем этой части. Он встретит свою любовь Мьетту, дочь ремесленника и выступит на стороне обманут рабочих. Жаль, что так всё для них закончиться...
Вторая проблема, это собственно в восстании недовольных переворотом рабочих, которые отправились защищать свои права с оружием в руках. Это до чёртиков начинает пугать местных буржуа и аристократов (а слухи полняться день ото дня, поговаривают о трёх тысячах вооружённых до зубов работягах). Пьер не теряет самообладания и сколачивает небольшой отряд человек в сто, который охраняет здание супрефектуры. Однако, многие начинают сомневаться в авторитете Пьера Ругона и потихоньку сбегают кто куда. Тогда-то и рождается план: подкупить Антуана Маккара, чтобы тот, как самый видный (якобы) борец с богачами, привел в ловушку небольшую группу местных недовольных работяг. Маккар соглашается и Пьеру Ругону всё сходит с рук (охрана супрефектуры убивает всех напавших на них работяг). Вдобавок, за городом разбивают армию восставших пролетариев и крестьян. В этой бойне погибают Сильвер и Мьетта...
Ну что можно сказать, это замечательное начало для двадцатитомного цикла. Здесь прекрасно всё - знакомство с персонажами, прописанные характеры, всё насыщено событиями. Выдуманная история грамотно перекликается с историческими событиями и ложиться в канву, не становясь какой-то глупой выдумкой. Прекрасно показаны и проблемы - как зажравшиеся буржуи за свои капиталы готовы поддержать кого угодно, лишь бы приумножить свои богатства. Также, есть разбор и в классовом понятии общества - сволочи есть и в рабочем классе. Это и опекун Мьетты, и полунищий алкаш Антуан Маккар. Однако, всё же, большими виновниками являются аристократы и богачи, так как все те условия, в которых находятся работяги, устроили именно они. Книгу действительно советую многим. И тем, кто не хочет дальше узнавать судьбу Ругон-Маккаров, и тем, кто готов, как и я рискнуть и прочитать весь цикл. Отличное начало не менее отличной истории.
#эмиль золя #соцреализм #цикл #франция 19 век #Мнение о книге #Игра престолов