Малый и средний бизнес более трёх лет переживает не самые простые времена: вначале пандемия с её ограничительными мерами, теперь – санкционные обстоятельства с уходом многих зарубежных брендов из России. Как будут выживать торговые площади на Урале в отсутствии ушедших фирм, справятся ли с миссией по импортозамещению российские производители – не берутся оценить даже эксперты рынка. Тем не менее, пока намерения у отечественных производителей самые серьёзные.
Рынок торговой недвижимости Екатеринбурга первым на Урале вступил в процесс импортозамещения. Согласно отчёту Уральской палаты недвижимости, в конце марта в торговых цент рах города было вакантно 65 тысяч квадратных метров, или около шести процентов площадей.
Однако, по мнению аналитиков, реально пустует гораздо больше — почти 17 процентов, что является историческим максимумом для этого сегмента. Екатеринбургский рынок ТЦ – далеко не московский, но из региональных – один из сильнейших в России.
С уходом глобальных компаний фэшен-индустрии созданная торговая инфраструктура в таком объёме становится просто излишней. Согласно экспертным оценкам, под ударом окажется большое количество рабочих мест, не только продавцов, но и тех, кто связан с обслуживанием объектов. То есть это уже проблема не одной отрасли, а всей индустрии услуг, заявили управляющие торговыми комплексами Екатеринбурга на круглом столе.
Ушли, чтобы вернуться?
«После ажиотажного спроса в марте-апреле трафик упал на 10-15 процентов, сейчас в Екатеринбурге простаивает от 20 до 30 процентов площадей. Когда они откроются и откроются ли вообще – вопрос», – говорит региональный представитель Российского совета торговых центров (РСТЦ) Марина Крупина.
Нарушены цепочки взаимодействия с европейскими брендами, для одних транспортная логистика стала очень дорогой, для других – так и вовсе невозможной. Есть случаи, когда товар разворовывается прямо по дороге, или фура разворачивается.
В дополнение ко всему перечисленному нарушена финансовая логистика: сложно рассчитаться с владельцем торговой марки, а таможенный курс евро выше, чем у Центрального банка. Как результат, в отдельных случаях цены на продукцию выросли в два-три раза, а значит, и розничная цена взлетит значительно выше ожидаемой.
В целом по стране ситуация похожая: вакантность качественных торговых площадей выросла с трёх-пяти до десяти-одиннадцати процентов. Однако гораздо большее беспокойство вызывают восемь миллионов квадратных метров, которые занимают около 100 операторов, в основном компании фэшен-индустрии и общепита. Официально они пока лишь приостановили работу. В данный момент нет чёткой информации, кто всё же окончательно уйдёт с рынка, а кто – останется.
За два с лишним года пандемии коронавирусной инфекции потери торговых центров составили, по предварительным данным, примерно 540 миллиардов рублей. Теперь же наступило испытание иного рода.
Некоторые производители и бренды, приостановившие ранее свою деятельность на территории России, ищут возможность возврата, однако давление со стороны международных организаций и самих стран, где эти бренды и созданы, не дают возможности быстрого и безболезненного возвращения на российский рынок.