Ранняя помощь – это оказание помощи семье командой специалистов на основе семейно-ориентированного подхода, всесторонняя поддержка семьи, воспитывающей ребёнка с особенностями развития. Специалисты Службы ранней помощи непрерывно повышают свои профессиональные компетенции – участвуют в конференциях, семинарах и форумах, проходят обучающие программы и курсы повышения квалификации.
В течение года АНО ДПО Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства и Ассоциация профессионального сообщества и родительских организаций по развитию ранней помощи в рамках реализации деятельности по проекту «Профессиональное сообщество за использование научно-доказанных подходов», полученного в рамках гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, проводят курс «Специфика работы специалиста ранней помощи, как трансдисциплинарного специалиста».
«По программе проходит обучение 22 специалиста Служб ранней помощи города Москвы из нескольких учреждений Департамента труда и соцзащиты населения: Центра социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов «Роза ветров», Центра комплексной реабилитации инвалидов «Бутово», Центра содействия семейному воспитанию «Центральный», Комплексного реабилитационно-образовательного центра, Научно-практического центра медико-социальной реабилитации инвалидов имени Л.И. Швецовой, Территориального центра социального обслуживания «Коломенское», Московского городского центра реабилитации», – сообщает руководитель Службы ранней помощи особого семейного центра «Роза ветров» Мария Прочухаева.
Обучающий курс стартовал в июне прошлого года. Просмотр видеолекций, изучение материалов и выполнение проверочных работ, практические занятия с преподавателем, участие в супервизиях – обучение, состоящее из 6 модулей, проходило в разных форматах.
По словам организаторов курса, в разработку образовательной программы включились 10 преподавателей из Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Красноярска, Архангельска, Тулы. Также они проводят практические занятия и супервизии для обучающихся специалистов.
В рамках обучения преподаватели и слушатели обсудили темы возрастных нормативов становления навыков детей в раннем возрасте, проведения первичной встречи и оценочных процедур на основе трансдисциплинарного подхода, оказания помощи на основе проведения домашних визитов, технологии проведения оценочных процедур для разработки программы помощи; освоили практические приёмы улучшения функционирования ребёнка раннего возраста с нарушениями развития в ежедневных жизненных ситуациях.
«Обучение на курсах “Специфика работы специалиста ранней помощи как трансдисциплинарного специалиста” всей командой Службы ранней помощи помогает нам с коллегами развивать в своей работе согласованное общее видение целей, задач, технологий ранней помощи, – рассказывает Юлия Громова, педагог-психолог Службы ранней помощи особого семейного центра «Роза ветров». – Помимо подробного изучения самого алгоритма оказания услуг ранней помощи, большое внимание в процессе обучения уделяется тому, как специалисту держать в фокусе внимания не диагноз, нарушения ребёнка, а те трудности и проблемы, с которыми сталкивается семья в повседневной жизни, в обычных домашних делах. Это смещает акцент в организации помощи ребёнку и семье с занятий со специалистами в учреждении на помощь в организации домашней среды, повышение компетенций родителей, помощи им в построении последовательных шагов для развития у ребёнка новых навыков в естественных жизненных ситуациях. Также важно, что в процессе обучения большое внимание уделяется изучению и практическому разбору технологий сопровождения семьи, отработке профессиональной позиции специалиста во взаимодействии с ребёнком и родителями, когда специалист выступает для родителей как консультант, коуч, а не как эксперт, что крайне важно для поддержания у родителей чутких отношений с малышом и собственной активной компетентной позиции».
В июне слушатели курса презентуют экзаменационную работу в рамках итоговой конференции и в случае её успешного выполнения получат удостоверение о повышении квалификации.