Найти в Дзене
Экономика и жесть

Наука и химпром должны обеспечить лекарственную безопасность России

Политическая и экономическая изоляция, в которой оказалась Россия, вынуждает искать варианты импортозамещения. Этот процесс касается абсолютно всех хозяйственных сфер: от сельского хозяйства до текстильной промышленности. И каждая отрасль требует неотлагательного внимания.

Так, остро встает вопрос лекарственной безопасности. Доля импортных медикаментов в наших аптеках высока. Да и в производстве отечественных препаратов часто используется сырье из-за границы. Фармацевтический рынок столкнулся с общей для всех проблемой логистики. Новые пути доставки выстраиваются, но обходные тропы, как правило, оказываются длиннее и, следовательно, дороже.

Новый вызов стоит перед наукой. Ученые и так вели разработки, но теперь их исследования выходят из чисто фармакологической плоскости, все больше приобретая экономическое значение. В мировой аптеке всего один процент лекарств принадлежит инновационным разработкам из РФ, надо менять ситуацию.

- Чтобы добиться коренного перелома в борьбе с болезнями, нужно интенсифицировать научные исследования. Наш регион известен своей химической промышленностью, у нас действуют 20 предприятий. В общем денежном объеме обрабатывающих производств на химкомплекс приходится девять процентов, - говорит первый замгубернатора Волгоградской области Александр Дорждеев. - Сложилась сильная научная школа. Синтез лекарственных субстанций планируется проводить на наших предприятиях. Для обеспечения независимости от импорта у нас есть потенциал.

Фармакология - это междисциплинарная область на стыке медицины и химии. В Волгограде в этом направлении сотрудничают ученые технического и медицинского университетов. Совместная работа уже дала 30 патентов. И это не только лекарства, но и приборы, новые материалы.

Без погружения в международный контекст ничего не получится. Ведь нужно получать информацию не только о чужих достижениях, но и о неперспективных направлениях, на которые потратили время и деньги иностранные коллеги. Важно, что научные связи пока не разорваны. Например, на днях в Волгограде прошла конференция “МедХим-Россия 2022” с полноценным иностранным участием. То есть в ней приняли участие не только белорусы и казахи, но и представители дальнего зарубежья, хоть и в удаленном формате. Но, конечно, упор сейчас делается на укрепление взаимодействия между интеллектуальными центрами внутри страны. Так, в научно-образовательный комплекс полного цикла намерены объединиться профильные вузы Санкт-Петербурга, Волгограда, Перми и Национальный медицинский исследовательский центр онкологии им. Блохина (Москва). Цель всей затеи - ускорить разработку российских лекарственных препаратов.

- Русские всегда собираются в период опасности, - усмехнулся ректор Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета Игорь Наркевич. - Есть определенные проблемы. Ряд зарубежных университетов приостановили с нами сотрудничество. Но доступ к литературе, к базам не закрыт. И западные компании не отказываются от сотрудничества в медицине и здравоохранении. Если Siemens уходит, то его подразделение Siemens Healthineers, выпускающее медтехнику, остается. Диалог продолжается, но у нас появляется уникальная возможность придать дополнительный импульс не только промышленности, но и исследованиям.

Во всех научных кабинетах России скажут одно и то же: путь изобретения от лаборатории до конвейера невероятно долог. Чтобы вывести удачную разработку на рынок, мало усилий одних ученых (причем из разных сфер). Нужно задействовать маркетологов, чтобы заинтересовать бизнес.

Достижения есть. Тут даже щедрая российская земля нам в помощь. В Волгоградской области огромные запасы бишофита (180 миллиардов тонн). Этот минерал широко используют как противогололедное средство, но еще на его основе разработали целую линейку препаратов. Все компоненты российские, синтез проводится на полностью отечественном реакторе. Идет изучение человеческой клетки, формируются базы данных. Но мгновенного прорыва ждать не стоит. Во-первых, положительные результаты поисков в фармакологии обычно составляют 10-15 процентов. Все-таки даже на современном уровне это во многом пробы и ошибки. Во-вторых, уровень зарплат не всегда соответствует притязаниям молодых специалистов.

-2

В Волгограде с 2018 года работает Центр инновационных лекарственных средств (ЦИЛС), где идет разработка средств от сахарного диабета, сердечной недостаточности, гипертонии и других болезней. На создание шестиэтажного здания общей площадью более 10 тысяч квадратных метров и его оснащение по линии Минпромторга России направлено около миллиарда рублей.

- Многие так называемые российские препараты на самом деле делают из зарубежных субстанций, - с горечью констатирует академик РАН Александр Спасов. - Около 30 лет назад были практически ликвидированы все российские предприятия, синтезирующие такие субстанции. Сейчас появляются новые заводы, но в недостаточном количестве. Разрушены были и фармацевтические предприятия. Сейчас они активно создаются в разных регионах, даже есть достаточно крупные. Но их мощностей не хватает, чтобы полностью обеспечить страну. Сегодня выделяются инвестиции, чтобы развить фармпромышленность. Если бы это было сделано лет 30 назад... У нас в городе есть ЦИЛС, но это научный центр. Чтобы препарат появился в клинике, необходимо создание промышленных условий. В Волгоградской области три предприятия синтезируют субстанцию, но это химреактив, фармокопейным стандартам он не соответствует. Поэтому мы будем обеспечивать научное сопровождение этих индустриальных площадок, чтобы они выпускали не сырье, а готовое лекарство.