История моих знакомых, ныне мигрантов. Имена изменены.
Как Александр Мень и знакомая, его рекомендовавшая, помогли парню в правильном определении в жизни?
Предыстория.
Переходный период страны – конец 80 – начало 90-х застал Валеру на первых курсах университета.
Родом он был из благочестивой советской семьи. Родители – морально крепкие, трудолюбивые люди, которые своим трудом достигли возможных благ среднего класса. Любили тот строй. Но то было в старые времена.
Теперь времена и ценности общества изменились. Валера вступал в новую жизнь. С одной стороны – хорошая платформа воспитания, данная ему благочестивыми родителями. С другой стороны – новая реальность, новые требования к жизни, новые ценности. Задача Валеры, как он ее видел, была правильно соединить, взять все лучшее и достичь возможного успеха в новой жизни.
Валера хорошо учился, поступил в университет, активно занимался самообразованием и саморазвитием, зарабатывал деньги на всем, чем было можно, не нарушая закона.
Умный и мудрый друг.
В университете Валера познакомился с интересным и умным человеком – Марией. Они дружили.
Мария была еврейкой. Валера был знаком с интеллигентной семьей ее родителей: отцом – Львом Рувимовичем и мамой – Розой Ноевной. Несмотря на то, что родители Марии достигли немалых высот в советском обществе, в эпоху изменений, по каким-то интуитивным соображениям, они мигрировали из страны в перспективную страну 1 мира – Канаду. Родители Марии были врачами, но в Канаде занялись совсем другими делами, соединились со своей диаспорой там.
Мария осталась здесь и решила закончить учебу в университете. Но к родителям ее всегда тянуло.
Валера не рассматривал варианты переезда из страны. Ему казалось, что большие перспективы открываются здесь. С его умом, жаждой знаний, качественным подходом к делу, неужели он не добьется успеха на Родине? Так считал.
Они с Марией дружили, помогали друг другу. Мария всегда могла предложить интересную идею, давала ему читать интересные книги, которые не продавали раньше в книжных магазинах.
Она заметила Валере как-то, к случаю, и не обидно: что у него крупный и сильный ум, но не направленный. Валера не обиделся, но задумался над такой своей оценкой со стороны. Он привык прислушиваться и находить подсказки, нежели артачится.
Прислушивание - смирение, артачение - гордыня. Бог смиренным подает благодать, а гордым противиться. Все, как в Библии. Ничего личного.
Духовные и интеллектуальные поиски.
То время было временем многих возможностей. Для кого каких - зависело от людей.
Валера много учился, разному. Посещал всякие тренинги, читап, изучал, исследовал реальность, состоял во многих сообществах.
В духовных поисках он был не менее активен. В стране стали возрождаться церкви. Но и кроме церквей активно процветала разная духовная жизнь – на любой вкус.
Он крестился в православной (она, исторически, была главной здесь), но богослужения не посещал и активную церковную жизнь не вел. Много читал святых и Библию. Валера был человеком, который через ум ко всему приходил, а не через ритуалы. К мистике он относился настороженно, больше доверяя логике.
В русской церкви и ее литературе, он не мог понять многих моментов. Сложно и витиевато они были написаны для него и как-то оторваны от реальности.
Он даже не мог понять для себя, что такое есть «спасение», о котором так настойчиво веками заявляла церковь. А не понимая утверждать или верить на доверчивости – он не мог. Как, например, спасение связано с успехом и благополучием в этой жизни? И многие другие вопросы оставались для него безответными.
Предложение Марии.
Раз Мария, зная его увлечение духовной жизнью, литературой, церковью, предложила ему посетить лекции священника и проповедника Александра Меня. Валере это имя ничего не говорило, он не знал отца Александра. Марии он был знаком от близких людей, и она даже читала его книгу «Сын Человеческий» и ряд других статей, опубликованных за рубежом.
Валера согласился. Он доверял Марии, ее мудрым советам и предложениям.
Потрясающий Александр Мень.
Это был 1989 год. Они пошли на одну из лекций отца Александра про христианство и творчество. Лекция была великолепной.
Потрясающим был и сам Александр Мень. Он держался на равных с аудиторией, не было в нем возвеличения и снобизма, поучительства. Он располагал к себе и настраивал на Бога Живого. А какая эрудиция!
Для Валеры это был вечер откровений, который совершил революцию в его сознании. Многие вопросы, занимавшие его, разрешились в тот вечер. Мало ли это? Дорогого стоит.
Отчего спасение?
Интересной частью лекции была часть ответов на вопросы. Люди писали записки отцу Александру. Он зачитывал их и отвечал на них. Вот интересная записка:
«Раньше говорили, например, Маркс, что бытие порождает сознание. Так ли это с церковной точки зрения. Порождает ли бытие сознание, или наоборот?».
Непростой вопрос. Но отец Александр уверенно отвечает:
«Да, бытие порождает сознание. Но какое бытие? Высшее».
Каков ответ! Космос в нем! Не воображение о Боге, мечты и домыслы, а реальность Открывающегося Бога, Его дел в жизни человеческой порождает божественное (нетварное, высшее) сознание в человеке. Гениально!
Кто-то из слушателей задал вопрос, глубоко волновавший Валеру.
«Церковь, вот, часто говорит о спасении. Скажите, простыми словами, а от чего спасение?»
Как все-таки люди тогда пробудились умом и душой, умели мыслить свободно и задавать интересные вопросы!
Отец Александр ответил:
«Спасение – от пустой, бессмысленной жизни для того, чтобы жить жизнью наполненной Богом, созиданием, любовью и уважением к ближним».
Для Валеры это был очень ответ: многое открывший ему и правильно настроивший на Высшее, Главное, Системообразующее.
А сколько других ответов, ярких, точных, важных, прозвучало в тот вечер! Он будто, через отца Александра, соприкоснулся, почувствовал Бога Живого, реального. Не богословского, не картонного, а Живого. Христа Живого Спасительного!
После этой лекции, Мария дала Валере почитать статьи Александра Меня, которые тот прочел с большим интересом. И много раз поблагодарил Марию. Может быть это было то самое, верное, направление, которого не хватало его уму, его существу?
Прощание.
Когда в сентябре 1990 года Валера узнал из новостей ТВ, что отец Александр убит, он воспринял это как личное горе. Мария тоже сопереживала родным отца Александра. Валера думал: как же, если строится новое, лучшее общество, происходят такие убийства. Светлого человека, хорошего человека! Что-то не так? Где-то ложь?
А где ложь – нет Бога. Бог всегда Истина, Любовь и Созидание. Но не смерть. Где же подвох?
Вскоре, Мария вышла замуж. Избранником ее стал Марк. Мария желала выйти замуж за соплеменника. И она совершила это.
Марк был прекрасным, живым, интересным человеком, с самоиронией, смелостью и отличным чувством юмора. Валера подружился с ним. Они с интересом общались. Марк помог Валере с работой. Валера во многом тоже помог Марку с выходом на ряд нужных людей и по многим иным вопросам.
Весной 1995 года, Мария и Марк готовились покинуть страну и уехать жить в Канаду. И вскоре уехали.
Марк был хорошим ИТ специалистом и найти работу в Канаде для него не составило труда.
Валера немало общался с Марией по поводу ее отъезда в другую страну. Почему? Зачем?
Разве здесь не будет нового, хорошего?
Мария напомнила ему об отце Александре и его загадочной смерти. Также, о недавнем убийстве журналиста Владислава Листьева. Тогда она сказала, как показалось Валере, пророческие слова: «Здесь никогда не будет хорошо. Или, по крайней мере, долгое время».
Объяснять не стала. Но Валера до этого имел немало разговоров с ней и Марком и мог догадаться, что было основанием этих слов.
Послесловие.
Валера работал в России, в представительствах иностранных компаний. Так складывалась его карьера, он попал в эту струю еще в 90-х. В конце 90-х он удачно женился на Лене. Такой жены каждому пожелаешь: добра, умна, отзывчива, моральна. В семье – прекрасные отношения.
С Марией и Марком они поддерживали связь.
Валера, в начале нулевых годов, уже умел находить то спасение, о котором сказал отец Александр: от пустой и бессмысленной жизни. У него всегда была интересная работа, работа в контексте развитой, и по уму работающей, западной компании. Было интересное социальное окружение. Он реализовывался в семье и хобби дополнительно.
Но постепенно, что-то незаметно, но явственно стало ухудшаться в стране, в ее обществе, в людях. Стала уменьшаться свобода, а увеличиваться искуственность, люди становились злей и одержимей, эгоистичней и лукавей. К величайшему сожалению. Это вызывало в Валере разочарование и кризис смысла жизни. Сильный кризис, глубокий.
Строили коммунизм в стране его родители и родители родителей - не достроили. Сломан был. Потом стали строить демократическое общество, уже в Валерин расцвет. Не поняли ни свободы, ни демократии, ни благ, ни ответственности от нее. Опять не достроили в обществе, сломали. Теперь опять что-то начали строить. И это тоже грозится быть сломленным. Что за забава такая: строить и ломать, а не строить и жить.
Валеру убивал этот постоянный недострой и неопределенность страны, влиявшая и на его жизнь, отрицательно. Вот от чего стоило спасаться. А где и как? Даже церковь (которую иногда посещал Валера) не могла дать на это ответы, кивая на загробную жизнь. Но не здраво живому человеку мечтать о загробии только лишь оттого, что что-то безумно изменилось в реальности.
Другая жизнь наступала. Будто опять отвернулись от свободы и возвращаются в какой-то странный, устаревший мир. Божий ли? Спасительный ли?
Валера не думал так. Он страдал душой сильно. Его сильный ум не мог понять, а душа не могла принять все это. Дух же не находил покоя здесь.
Помогла вновь Мария. Она написала сама (будто почувствовала), что есть возможность миграции в Канаду и устройства там. Рассказала как.
Это предложение оказалось спасительным для Валеры, от бессмысленности и бесперспективности жизни. Он решился оставить насиженное, чтобы начать новое. Спасительное.
Он подготовился, сдал экзамены на знание английского языка (работая в иностранных компаниях, он поддерживал этот навык) и уехал в Канаду. Нашел там работу. Вскоре перевез туда семью. Благоустроились.
Живя в России он иногда посещал русскую православную церковь. Иногда, для души, в мере полезной именно для него.
Переехав в Канаду, он нашел представительство православной церкви там и посещал тамошнею общину.
Дух дышит, где захочет?
А где захочет?
Там, где Бог. Там, где спасительно, там где смысл созидательный. Там, где хорошо душе и ближним.
Хотите поделиться по теме данной статьи – пишите в комментариях