Михаил Жуков
Посадка на аэродроме в г. Канске.
При перегонах самолета с одного аэродрома на другой необходимо готовиться также, как и к обычным плановым полетам в полном объеме учитывая все, каждую мелочь. Расскажу один эпизод. Мы перегоняли группу самолетов МиГ-21р с ГСВГ на аэродром г. Борзя, ЗабВО. Пролетев несколько этапов маршрута перегонки, наша группа приземлилась в аэропорту г. Новосибирска, мы иногда садились на гражданские аэродромы. Специфика посадки, радиообмена у них отличается от военных, даже руление к месту стоянки и выруливания с нее. Я потом расскажу отдельно. А сейчас про посадку на аэродроме Канск. Пока вся группа готовилась, изучала маршрут, кроки аэродрома, особенности захода и посадки, наш командир, который все всегда знал выбивал добро на следующий этап маршрута у диспетчера аэропорта Новосибирска. Это очень долгий и сложный процесс, когда должно сойтись много факторов-погода на маршруте, в месте посадки, эшелон, с кем держать связь и многое другое, на это уходило не один час. А в это время вся группа готовилась, все разобрали, особенности аэродрома Канск, порядок захода. Прибегает командир, говорит добро есть, все по самолетам, выруливаем парами и вперед.
Ведомый командира пытался ему доложить про особенности захода в Канске, на что тот говорит, прошли уже половину пути, я все знаю -летим. А заковырка была вот в чем. На аэродроме в Канске две взлетно-посадочные полосы, расположенные под углом 45 градусов друг к другу. Одна полоса рабочая, вторая на ремонте. Та, что рабочая по цвету темная, а вторая светлая, привода- дальний ближний один на обе полосы. Мы это хорошо усвоили, а командир, вероятно, не совсем. Группа шла по маршруту парами на двухминутном интервале. Первая пара — это командир ведущий, у него ведомый его заместитель. Я шел второй парой с ведомым командиром звена. Первая пара пришла на аэродром Канск, роспуск и заход на посадку. Руководитель полетов дает добро ведущему на посадку, тот заходит-дальний, ближний, а РП ему говорит вы заходите не на ту полосу-ваша правее. Реакция командира нулевая, он же видит полосу. Руководитель полетов командует уходите на второй круг. Командир выполняет и уходит на повторный. Ведомый командира знает на какую полосу садится и выполняет посадку. В это время захожу я со своим ведомым и мы садимся. Командир вклинивается между второй и третьей парой и повторно заходит на посадку. Снова все повторяется, командир вторую полосу не видит, его заклинило на светлой полосе. Его ведомый из своего самолета по рации пытается помочь командиру, но все снова повторилось, и командир ушел снова на второй круг. Села еще одна пара, а командир все летает, топлива маловато, мы на земле уже напряглись. В очередной заход, ведомый командира, начал уговаривать его выполнять его команды, довернись вправо, на полосу не смотри, я заведу, правее есть еще полоса. И что вы думаете, командир ее увидал и закричал "вижу" и столько радости было в голосе как у лейтенанта, хотя это был подполковник. После посадки всей группы, он, конечно, много нам высказал, но самое главное — это к любым полетам надо тщательно готовиться и лейтенанту, и старым пилотягам, потому что самолет не прощает ошибок никому.
Следующая история произошла опять по той же банальной причине, плохая подготовка к полетам. Перегоняя самолеты, мы сели на один гражданский аэродром, здесь наши самолеты поставили на спец.стоянку для военных бортов, где то далеко от ВПП, подальше от посторонних глаз, мы с трудом нашли дорогу к КДП (Командно-диспетчерский пункт), командир группы пошел пробивать маршрут и разрешение на перелет, а нас посадили в класс подготовки и один из руководителей полетов провел с нами инструктаж по порядку руления в аэропорту, порядку связи с рп руления , выполнения отхода от аэродрома, в общем в гражданском аэропорту много всяких нюансов, это не на военном аэродроме - ВПП рядом рулежка и стоянка самолетов, все на виду. Здесь еще сделали новую полосу для взлета и посадки самолетов, новые рулежки, а вдоль старой полосы построили дома для жителей города. Мы все уяснили, а вот командир пробегал весь инструктаж, а из нас никто ему ничего не сказал, думали он все знает. Команда по самолетам и на вылет.
Командир порулил первым, за ним его ведомый на определенном расстоянии. В одном месте рулежка раздваивается, и вопрос - куда рулить, ну командир понадеялся на интуицию и порулил налево, через какое-то время видит шлагбаум и человека у него. Он, естественно, докладывает РП, куда рулить, здесь закрытый шлагбаум, кто даст команду на его открытие. РП ему говорит вы не туда зарулили, это дорога в город, выключайте двигатель, сейчас приедет тягач и вас развернут. Нашей группе дали отбой, притащили самолет командира на стоянку, еще раз провели занятия и только спустя 4 часа мы снова запустили двигатели и ушли по маршруту. Можно еще раз сказать в авиации мелочей нет ни в чем, не зря выполнение полетного задания мы "проигрываем" на земле "пеший по-летному.
И вот еще один пример. Наш разведполк в ЗабВО, аэродром Чиндант, проверяла комиссия Воздушной Армии. Мы перелетели со своего аэродрома в Монголию, аэродром Чойболсан и вот оттуда должны преодолеть ПВО на границе СССР-МНР. Я был командиром аэ, летали на самолетах Су-17М3р, работы невпроворот, везде надо успеть, за всем проследить, особенно за молодыми летчиками, проверка серьезная. Задача стояла такая-выполнить полет на территорию СССР так, чтобы пройти ПВО, чтобы не засекли и не сбили, выполнять можно любые противоракетные и противозенитные маневры, лететь на предельно-малых высотах, применять отстрел инфракрасных ловушек, в общем настроили нас на реальное преодоление ПВО. Все командиры и летчики напряжены, мысли только о том, как выполнить задание. И вот итог этого напряжения. Задание выполняем парами, у меня ведомый командир звена Володя Ставер. Команда по самолетам, прибежали, быстро запуск двигателя и вперед. И вот здесь я допустил спешку, торопливость и небрежность, не осмотрел самолет и не проконтролировал работу авиатехника. После выруливания на ВПП, взлет парой форсаж и пошли. Ведомый у меня в правом пеленге, взлетели и мне ведомый говорит посмотри вправо, смотрю и вижу, как из подвесного бака через заправочную горловину хлыщет топливо, шлейф из керосина. Ну, размышляю, приехали, слетали, сейчас доложишь, посадят, начнется разбор с соответствующими выводами, принял решение - задание выполнять. Посчитал топлива хватит и без подвесных баков. Снизились на минимально допустимую высоту полета, ниже пограничных вышек, проскочили границу, пришли на аэродром, запросил посадку с ходу, сел, сказал себе, что му...к.
Я, конечно, доложил командиру полка, получил от него свое. В своей эскадрильи провел разбор и сказал в авиации мелочей нет, упустишь одно и получишь проблемы, делайте выводы, учитесь на ошибках других.
Вот такие особые случаи происходят в авиации, а это я помню до сих пор.
Предыдущая часть:
Продолжение: