Михаил Жуков
Летчиков тянет на мемуары. Освоение авиационной техники.
Очередным и завершающим летную 29 - летнюю работу был самолет Су-24МР, Су-24М, Су24 МП.
В это время я служил в Боевой подготовке ВВС Заб ВО, в 23 ВА летчиком инспектором. По службе я курировал всю разведывательную авиацию и должен летать на всех типах самолетов развед авиации, чтобы знать подготовку летного состава, выполнять проверки и инструкторские навыки, поэтому я переучился на новый для меня тип самолета Су24мр и модификации Су 24 М, МП. Су24МР маловысотный фронтовой самолет - разведчик тактической разведки с изменяемой геометрией крыла и возможностью дозаправки в воздухе. Экипаж 2 чел. (летчик и штурман, управление самолетом двойное). Выпускаться начал серийно с 1983 г. на Новосибирском АПО, на экспорт не поставлялся. Самолет предназначен для ведения комплексной всепогодной разведки днем и ночью на глубину до 400км за линией боевого соприкосновения войск. Бортовой навигационно-пилотажный комплекс обеспечивает автоматический вывод самолета в заданный район, полет по запрограммированному маршруту, автоматическое возвращение на свой аэродром и заход на посадку до высоты 40-50 метров. Так же имеется режим автоматического маловысотного самолета полета с огибанием рельефа местности. ТТД самолета Су-24МР . Длина самолета-24.6м.,высота-6.19м.Размах крыла 10.37 м-17.64 м, площадь крыла -51-55м2. Взлетный вес самолета-39700 кг., вес посадочный 25035 кг.(норма), топливо-9717 кг. Дальность полета 2850 км. Потолок -17100 м. Скорость максимальная на высоте-2240 к.ч., у земли -1500к.ч. Двигатель 2хТРДФ АЛ-21Ф31с тягой по 7800 кгс., на форсаже 11500кгс. Крыло 4 положения 16,36,45,69 градусов.
Ведение воздушной разведки выполняется базовым комплексом разведки БКР-1, имеется инфракрасная станция "Зима", лазерная система "Марс-Н", станция Шпиль, РЛС бокового обзора М-101 "Штык", панорамный фотоаппарат АПА-402П, телекамера "Аист-М". Под фюзеляжем установлен фотоаппарат А-100 с возможностью сброса отснятой пленки, контейнер СРС-14 "Тангаж" для обнаружения РЛС противника, станция "Эфир-1м". Вооружение 2 ракеты Р-60.
На этот тип самолета теоретически я также переучивался в Липецком Центре. Месяц занятий прошел успешно, преподаватели Центра высококвалифицированные, учат очень доходчиво, ну и много летал на тренажере летчика, это очень хорошее подспорье в плане освоения навыков с оборудованием кабины, ну и техники пилотирования. Про себя скажу никаких затруднений потом в практических полетах совсем не было, полетел с первого полета. Вывозная составила минимум полетов всего 4 с налетом 2ч.45 мин., никаких затруднений потом в практических полетах не было, достаточно быстро восстановил допуска как днем, так и ночью, много летал за инструктора. Су24мр,да и Су-24м ,мп замечательный самолет, двигатели очень мощные, на нем можно было выполнять сложный пилотаж, самолет уверенно летал на одном двигателе, а какое удовольствие летать над морем на предельно малой высоте, программирование автоматического полета от взлета до высоты 40-50м, выключил автопилот и произвел посадку. А дозаправка в воздухе, очень интересно, а современные самолеты еще на порядок лучше, жаль только что мои полеты на этом закончились, остались только воспоминания, ну и полеты во сне, часто вижу свои полеты.
За свою летную жизнь с 1966 г. по 1994г. , 29 календарных лет, я налетал на всех типах самолетов 4472 полета с налетом 2483 часа.