Привет, лесяне! Гости и жители моего Сказочного леса. Сегодня хочется поговорить о прошлом, которое старательно переписывают и меняют на ходу, в угоду политическим течениям. К сожалению.
Рассмотрим вышивку трёх славянских народов на примере одного из самых распространённых видов одежды. К слову, он же по сей день является отдельно взятым художественным произведением и хранится в музеях разных стран.
В России – рубаха или косоворотка, В Беларуси – сорочка, в Украине – вышиванка. По сути – это одна и та же часть славянского гардероба – расшитая всевозможными узорами "плечевая одежда", призванная скрыть то, что ни пОпадя, и показать всю красоту и таланты её носителя.
Но сейчас мало кто задумывается, что народный костюм был чем-то бОльшим, нежели просто одеждой. С грамотной вышивальщицей он мог «разговаривать». И поведать тайны о семье, о роде, о культуре, ценностях и традициях отдельного человека и дома, в котором он вырос. Это, как я понимаю, одна из объединяющих черт любой вышивки.
Итак, мы отправляемся в путешествие по виртуальному музею народной славянской одежды.
Сколько людей - столько и мнений!
А соответственно и различий. Каждая девушка старалась вплести в вышивку свою историю, а ещё, вышиваючи, как бы наколдовать себе счастливую судьбу. И здесь важен каждый завиток, каждый узор, цвет нитей или диковинное животное.
Логично, что у России в этом плане преимущество. Потому как наши земли населяет превеликое множество народов. Посмотрите хотя бы в сторону севера.
Настоящим открытием для меня стала книга Светланы Ивановны Валькевич "Сюжеты и мотивы орнамента народной вышивки XVIII века русского севера" https://kostromka.ru/russia/valk/
Уютная тёплая юрта, оленевод со своими подопечными, редкие деревья не выше человеческого роста, длинные линии - означающие бескрайнюю, но такую родную для кого-то тундру... Но это только на первый непосвящённый взгляд человека, пытающегося с бухты барахты разгадать национальный костюм северян.
А вот как сложно и непредсказуемо расшифровываются узоры...
Но что-то я отошла от темы. Хотя говорить об этом безумно интересно и познавательно. А по чувашской, крестецкой, саратовской, рязанской, (и всем остальным) вышивкам можно смело писать диссертации и полноценные учебники. Вот ведь воистину: сколько людей - столько и мнений!
Ближе близкого - "плечевые" рубахи
Рисунок на одежде существовал издревле (с тех самых пор, как человеческий ум придумал украшать всё вокруг себя, так создавалась КУЛЬТУРА). А придумывался узор по образу мышления, особенностям быта, потребностям, не говоря уже о социальном статусе носителя.
Если у северян в вышивке преобладали изобразительные мотивы, то в южных районах – это всевозможные вариации ромбов:
- перекрещенные,
- с косыми крестами,
- ромбы с завитками по углам,
- прямые и косые кресты.
Как считают исследователи, все эти символы рассказывают о строении нашей солнечной системы в представлении об этом наших предков. Все рисунки так или иначе связаны с главным светилом, вертятся вокруг него. Пусть даже это будет незначительная травка, но выросла она благодаря Солнышку.
Видите, значит, древность - не равно дремучесть! И тогда люди понимали, что без Солнца не было бы ничего.
И вот я сейчас совсем вас удивлю и запутаю, но есть те, кто верит, что в вышивке "сокрыт" генетический код человека.
Много смыслов, мудрости и посланий "прячет" в себе вышивка. И прочитать всё вложенное в неё не сможет, наверное, никто. Ведь то, что мы знаем о предках - это лишь наши фантазии и предположения. Да, многие из них логичны и основываются на раскопках. Но есть вещи настолько "притянутые за уши" и не доказуемые, что даже не смешно. Тут согласна, есть совпадение с генетикой. Ведь, мы до сих пор полностью не познали свою собственную ДНК.
А пока только и остаётся - что повторять за прапрапра...бабушками замысловатые узоры на рубахах, вышиванках или сорочках. Редким мастерицам-дизайнерам удаётся "написать" свою историю, основываясь на уже известных символах.
Особенности есть в каждой области каждого государства, и даже больше скажу - в каждой семье вышивка может различаться. Боюсь, что если перечислять их, то мы все тут переругаемся, потому как каждый будет кричать, мол, нет это от нас пошло!
Давайте просто для начала посмотрим на примере России. Чего далеко ходить?!
Для рязанской вышивки характерна СТРОГАЯ ГЕОМЕТРИЧНОСТЬ. (Уверена, что похожее вы найдёте и в украинской, и в белорусской вышивке).
А вот умелицы из Торжка предпочитали УЗОРЫ ИЗ ЦВЕТКОВ, ЛИСТЬЕВ И ТРАВ. И всё это золотыми нитями.
Тамошних вышивальщиц даже величали по-особенному - ЗОЛОТОШВЕИ. Красиво, правда?
Что говорить о других странах, если в одной только России можно найти превеликое разнообразие плечевых рубах всех мастей и узоров?!
Нет, а всё-таки, - спросите вы, - в чём разница?
И тут легче будет найти те немногие отличия. Ведь по сути славяне - один народ, а значит, основа вышивки, как культуры, - тоже одна, а потом уже со временем на неё нанизывались особенности изменений жизни, быта и новшества, приходящие из других народов. Потому перенимали (подсматривали) друг у дружке всё, в том числе и понравившиеся придумки в орнаментах.
Невооружённым взглядом виден у славянской вышивки общий костяк, а различий как таковых нет. Можно лишь отметить - что преобладало в той или иной местности.
Например:
В украинских вышиванках узоры сконцентрированы блице к вороту, на плечах и вокруг рукавов. А в орнаментах украиночки предпочитают калину, дуб, гроздья винограда, розы, лилии, птиц, символы Воды, Земли и Солнца.
Видно, что у всех этих узоров единая концепция. Вот к примеру, одна из моих бабушек - этническая русская - вышивала на подзорах (она называла их "подузОрниками") рисунки, похожие на Запорожскую, Черниговскую и Николаевскую вышивки. И всегда добавляла вставки, связанные крючком. Будь то одежда, предметы быта или рушники.
В отличие от украинской, в белорусской вышивке орнамент более строгий, в основном - геометрический.
Белорусский национальный костюм тоже перекликается с остальными участниками моей статьи. Но главным и самым распространённым отличием белорусской сорочки являются плечевые вставки. А в остальном никаких премудростей, всё шьётся просто из прямоугольных кусков ткани, которые соединяются в области плеча деталями также прямоугольной формы.
У россиян всё практически тоже самое.
В зависимости от области у нас могут встречаться и геометрические, и анималистические орнаменты, плечевые вставки, как у белорусов, или растительные узоры, как у украинцев. Только вот присказка "как у" не совсем уместна, когда мы говорим о едином начале славянской вышивки, основанной ещё на языческих верованиях (https://miazar.ru/vyshivanie/vyshivka-v-russkom-narodnom-stile/).
Вышивка - это то немногое, что осталось нам от наших предков. Это как летопись предыдущих поколений. "Книга" о прошлом, написанная до возникновения письменности. И оттого она становится ещё ценнее. А значит, нам непременно нужно её разгадать, расшифровать, прочитать.
Изучать старинную вышивку нужно бережно и с уважением. Также трепетно, как археологи относятся к своим артефактам. Не ссориться, не спорить, а взяться всем вместе и хорошенько поразмыслить. В принципе-то мы тоже вкладываем в свои работы смыслы и мысли. И не думаю, что они сильно различимы. Мы также вышиваем "на жениха", на улучшение жилищных условий, на здоровье, богатство, продолжение рода и мир. И я искренне желаю, чтобы все ваши вышивальные приметы обязательно сбывались!
Возможно, чтобы раскрыть этот секрет в будущем, нужно попробовать здесь и сейчас вышить хотя бы одну рубаху, сорочку или вышиванку. Не важно, как мы называем этот предмет, важно что для нас он означает.
П.С.: Я всегда мечтала обвенчаться в народном костюме. Для меня это имеет особое сакральное значение. Не буду вас тут грузить - какое именно. И теперь ещё больше уверена, что так мы и сделаем.