Роман Шарлотты Бронте «Джейн Эйр» не был похож ни на что другое, что она писала до этого и пыталась опубликовать. Исключение — её дикие истории в жанре фэнтези, которые никогда не были опубликованы. Она начала писать их ещё в подростковом возрасте.
До «Джейн Эйр» Шарлотта Бронте уже была опытным писателем. Вместе со своими сёстрами и братьями она придумала мир Стеклянного города и Ангрии, которые были не менее сложны, чем мир «Игры престолов». Волшебные королевства, погрязшие в насилии, политические интриги, похоть и предательства — всё это было в ранних подростковых историях. В переписке с друзьями Бронте называла их местом для побега, где она могла исполнять тайные желания и воплощаться в разных людей.
Десятки миниатюрных книг — это не только ранние рукописи с удивительным примером мастерства, но и необыкновенный контент без цензуры. У отца Бронте было очень плохое зрение. Он не мог их читать, поэтому Шарлотта могла писать всё что угодно. В течение десяти лет она создавала персонажей и события, которые были неразрывно связаны с её собственной личностью. Некоторых мы узнали и полюбили в более поздних работах писательницы.
Страстное напряжение между Джейн Эйр и Эдвардом Рочестером очаровывало читателей на протяжении почти двух столетий. Тёмная, задумчивая сексуальность Рочестера в сочетании с сильным умом и решительностью Джей увенчала их как одну из самых значимых пар в английской литературе. Но откуда они взялись? Как Шарлотта, одинокая на тот момент женщина, смогла представить такие страстные отношения?
Ответ можно найти, если отмотать историю на два десятилетия, когда в 1829 году 13-летняя Шарлотта начала строить экзотическое королевство в своих сказках. Оно расположено на берегу Западной Африки, с «горячим воздухом» пустыни Сахара, где жестокое племя Ашанти готовится к войне. Она создала города с узкими улочками и сверкающими горизонтами, где в воздухе парят дома. Шарлотта восхищается густыми лесами, в окружении которых стоят поместья и дворцы дворянства и королевской семьи. Именно в таком же уединённом поместье мы находим раннее воплощение Рочестера — тёмного герцога Саморну. Саморна — король фэнтезийного мира Шарлотты. Он «страстный, неутомимый грешник, гордый молодой герцог — молодой демон».
Саморна вырос из колоритного материала. С десяти лет Шарлотта любила читать рассказы о военных. Особенно её интересовало соперничество Веллингтона и Наполеона, двух титанов войны. Она наслаждалась чувственными, экзотическими историями Арабских ночей. Шарлотта находила вдохновение в пейзажах Уолтера Скотта с их героическими кланами воинов. Она была очарована скандальной жизнью и работами Байрона.
Саморна — это собирательный образ литературных и исторических кумиров Шарлотты. Он мускулистый, харизматичный и сексуальный. Он прототип Рочестера. Саморна движим инстинктом, считает брак свободным от обязательств и постоянно борется с внутренними демонами. Дьявольски красный носят все поклонники Саморны. Этим же цветом задрапирована гостиная Рочестера, это символ роскоши и упадка.
Только в 1839 году Шарлотта обнаружила свою идеальную героиню. В каждой новой сказке писательница наполняла волшебные королевства красивыми жёнами и любовницами. Они носили лучшую одежду и драгоценности. Однако, несмотря на блеск и гламур, всем им не хватало индивидуальности. Более того, в большинстве случаев Шарлотта убивала своих героинь. Мужья «разбивали им сердце», пренебрегая своими женщинами или бросая их. Одна из героинь, Мэри Перси, осталась гнить в уединённой башне, когда её муж Саморна отвергает её и уходит на войну.
Но когда Шарлотте исполнилось 24 года, она изменила представления о женщинах. Родилась Элизабет Гастингс. У неё сильные нравственные убеждения, она отказывается подчиняться страсти без перспективы брака. Элизабет влюбляется в женатого мужчину и чтобы сохранить свою целостность, отвергает его. Элизабет Гастингс — это Джейн Эйр в параллельной вселенной. Обе эти героини — это версии самой Шарлотты, которая, по воспоминаниям её друзей, считала себя «старой и уродливой».
В конце 1839 года Бронте попрощалась с историями в жанре фэнтези в рукописи под названием «Прощание с Англией». Писательница начала замечать, что всё чаще и чаще сбегает в воображаемые миры, предпочитая их реальному миру. Она боялась, что сходит с ума. Поэтому волшебные королевства Шарлотта обменяла на описание боли и страданий своих новых «друзей». В тот момент она не знала, что через восемь лет этот выбор приведёт её в сельскую местность Йоркшира, к гувернантке, тираническому аристократу и тайному монстру на чердаке.
Если вам понравилась публикация, не забудьте поставить лайк, написать комментарий и подписаться на мой канал, если вы ещё этого не сделали.
Поддержите мой блог на Patreon (для тех, кто за пределами России) или на Boosty (для тех, кто в России), а также разовым донатом на любую сумму в форме ниже.
#джейн эйр #шарлотта бронте #сестры бронте #фэнтези #английская литература #классическая литература #история книги #биография писателя #британские писатели #литература 19 века