Найти в Дзене
Сухостат

ЕС делает ставку на СПГ, а Китай расширяет национальную газопроводную систему

Как бы завораживающе и многообещающе не звучала «зелёная» повестка, но без газ-батюшки ни немецкой, ни китайской экономикам не обойтись. Поэтому и Берлин и Пекин основательно заняты сейчас созданием, у каждого она своя, газовой стратегии на ближайшие годы. В Берлине полностью полагаются на поставки американского СПГ, который в совокупности с трубопроводными поставками из Норвегии должен обеспечить стране энергетическую независимость от российского газа. Отказ от импорта российского газа возведён в ранг национальной политики Германии. В ФРГ последние месяцы наблюдаются драматические изменения, идущие вразрез с климатическими и экологическими целями, о которых столько говорилось в последние годы. Цель наблюдаемого в последние недели «фонтана немецких инициатив» – борьба за импорт СПГ из США. Германия быстро продвигается в планах развития инфраструктурных проектов для импорта сжиженного природного газа. Предпринимаемые шаги направлены на обеспечение прямых поставок СПГ с целью обеспечения

Как бы завораживающе и многообещающе не звучала «зелёная» повестка, но без газ-батюшки ни немецкой, ни китайской экономикам не обойтись. Поэтому и Берлин и Пекин основательно заняты сейчас созданием, у каждого она своя, газовой стратегии на ближайшие годы.

В Берлине полностью полагаются на поставки американского СПГ, который в совокупности с трубопроводными поставками из Норвегии должен обеспечить стране энергетическую независимость от российского газа. Отказ от импорта российского газа возведён в ранг национальной политики Германии.

Модернизации причала для плавучего СПГ-терминала в Вильгельмсхафене. Взято из открытых источников
Модернизации причала для плавучего СПГ-терминала в Вильгельмсхафене. Взято из открытых источников

В ФРГ последние месяцы наблюдаются драматические изменения, идущие вразрез с климатическими и экологическими целями, о которых столько говорилось в последние годы. Цель наблюдаемого в последние недели «фонтана немецких инициатив» – борьба за импорт СПГ из США.

Германия быстро продвигается в планах развития инфраструктурных проектов для импорта сжиженного природного газа. Предпринимаемые шаги направлены на обеспечение прямых поставок СПГ с целью обеспечения возможностей почти полной замены импорта трубопроводного газа из России уже к 2024 году.

До 2022 года в Германии не было собственного порта для прямого импорта СПГ. Для скорейшего решения этой проблемы с начала текущего года были предприняты ряд шагов.

В результате этой весной в немецком портовом городе Вильгельмсхафен начались работы по модернизации причала для первого в стране плавучего СПГ-терминал, завершение которых планируется к концу этого года.

Компания Uniper предполагает активную эксплуатацию этой плавучей установки по хранению и регазификацию (FSRU) сжиженного природного газа уже ближайшей зимой. Кроме этого германское правительство посредством энергетических компаний Uniper и RWE собирается арендовать ещё четыре плавучих установки для регазификации СПГ.

Вторую плавучую установку в Брунсбюттеле планируют ввести в эксплуатацию в начале 2023 года. Ещё три проекта в Штаде, Ростоке и Гамбурге находятся на этапе рассмотрения. Министерство финансов ФРГ намерено выделить на эти регазификационные проекты порядка €3 млрд., несмотря на ожесточённое сопротивление правительственным планам со стороны немецких экологов.

В 2022 году в тройке крупнейших экспортёров СПГ на мировые рынки были Катар, Австралия и США. Американцы последовательно наращивали поставки СПГ в Европу.

По итогам прошлого года был зафиксирован рекорд поставок американского СПГ в ЕС — 22 млрд. кубометров, примерно на €12 млрд. В начале этой весны США заявили о планах ежегодных поставок до 50 млрд. кубометров, начиная со следующего года.

Вместе с тем в Берлине понимают, что рискованно делать ставку исключительно на импорт СПГ из США, так как американские инвесторы считают разработку новых месторождений невыгодной, а федеральные власти опасаются негативного влияния на климат, которое может оказать увеличение добычи сланцевого газа.

Поэтому
Германия пытается договориться об импорте СПГ из Катара, но пока никакой конкретики эти переговоры не принесли — уж слишком разный подход у сторон в данном вопросе. Сейчас ФРГ потребляет ежегодно около 100 млрд. кубометров природного газа, страна на 95% зависит от импортных поставок, в том числе на 55% от трубопроводного газа из России.

Китай старается в вопросах энергетической безопасности экономику не ставить в зависимость от политики. По итогам прошлого года Поднебесная импортировала рекордные объемы, как трубопроводного газа, так и СПГ. Потребление газа в стране может достичь 430-450 млрд. кубометров к 2025 году, в 2022 году — 395,4 млрд. кубометров.

КНР в своей энергетической стратегии сделала выбор в пользу импорта СПГ. В 2021 году Поднебесная импортировала больше СПГ, чем любая другая страна мира. По итогам прошлого года, на Китай пришлось 30% действующих в мире мощностей по приёму сжиженного природного газа.

Поставки традиционно широко диверсифицированы, осуществляются из 25 стран. Однако на шесть крупнейших поставщиков — Австралию, США, Катар, Малайзию, Индонезию и Россию в прошлом году пришлось порядка 85% от общего объёма импорта сжиженного газа в КНР, американцы стали крупнейшим поставщиком спотовых объёмов СПГ, импортированного в Китай.

Однако волатильность спотового рынка СПГ, мягко говоря, натянутые отношения с США и Австралией заставляют китайские власти серьёзно работать над диверсификацией поставок в страну природного газа. А значит, это увеличение импорта трубопроводного газа из России и Туркменистана.

Поэтому Китай потратит $1,9 трлн. на расширение национальной газопроводной системы, готовя ее, в том числе и под растущий газовый импорт из России и Туркменистана. В планах Поднебесной увеличение протяжённости внутренних газопроводов до 163 тыс. км к 2025 году.

Чья энергетическая стратегия, Германии или Китая, окажется эффективнее — покажет время. Однозначно можно сказать только одно, что политизация этого вопроса Берлином вряд ли принесёт в долгосрочной перспективе положительный эффект для немецкой экономики.

Покупая более дорогой СПГ, в первую очередь у США, германская промышленность окажется явно в проигрышном положении на мировом рынке, при этом Берлин ещё сильнее попадёт в зависимость от Вашингтона, окончательно утратив свою политическую независимость.