Найти тему
kdnvsk

Идеальная профессия: учитель начальных классов

«Идеальная профессия» — это проект шести студенток Смоленского государственного университета для дисциплины «Основы проектного менеджмента». В этом проекте мы интервьюируем людей, которые рассказывают нам о своих профессиях. Цель проекта: ознакомить будущих студентов и людей, желающих сменить направление, с тонкостями и взглядами профессионалов на свою работу.

О своей профессии нам рассказывает Алла Владимировна Антипова.

— Меня зовут Алла Владимировна, я учитель начальных классов в Издешковской средней общеобразовательной школе.

Знакомьтесь, это — Алла Владимировна.
Знакомьтесь, это — Алла Владимировна.

Как вы пришли к этой профессии? Что повлияло на выбор?

— Стать учителем мечтала с детства — мне очень нравилась эта профессия. Ещё в школьном возрасте, особенно в подростковом периоде, заинтересовала методическая литература по начальной школе. Я покупала и изучала разные методические пособия, в которых было много интересных сценарий праздников, описание тематик для родительских собраний, проведение пионерских сборов. Я постепенно всё больше и больше понимала, что это моё, и что я с этим справлюсь. После окончания школы я твёрдо знала, что буду поступать в педагогический институт. Но ещё я любила и иностранный язык, поэтому нужно было определиться: быть учителем немецкого языка или учителем начальных классов. В итоге выбор был сделан — в 1985 году я поступила в Смоленский государственный педагогический институт имени Карла Маркса (в 2005 году переименован в Смоленский государственный университет — прим. ред.) на профиль начального образования.

Были ли сомнения в правильности выбора? Трудно ли было учиться?

— Я никогда не сомневалась в правильности выбора профессии. Для меня самым трудным был 1 курс: я была домашним ребёнком и очень скучала по дому, а жила в общежитии с шестью людьми в одной комнате. Очень много времени мы проводили в библиотеке — конспектировали разные научные труды и готовились к занятиям — тогда не было сети Интернет, ноутбуков и телефонов, чтобы ускорить и облегчить процесс поиска и усвоения информации. Трудно было успевать записывать лекции, потому что в школе нас в то время такому не учили. Была шестидневная учебная неделя и каждый день по четыре пары. Но за год ко всему привыкли, всему научились. Со второго курса в учебный план были включены методики преподавания различных предметов, для этого мы посещали уроки в школах — это уже было интересно. Именно тогда и пригодилась мне вся методическая литература, которую я покупала в школьные годы; к тому же, в это время уже начался дефицит на учебно-методическую литературу, и что-то подобное можно было купить только в Доме учителя в Москве.

Из чего в основном состоит ваш рабочий день и обязанности?

— Мой рабочий день начинается рано. В 8 часов утра я уже иду в школу. Нагрузка у меня большая: сначала я провожу уроки (это занимает 4-5 часов в день), после — внеурочная деятельность (кружки и различные воспитательные мероприятия), группа продлённого дня и обучение на дому с мальчиком с ОВЗ. Также я являюсь активным участником различных методических объединений и педагогических советов, а ещё не забываю про самообразование и повышение квалификации — не устаю следить за новостями в образовании, проходить курсовую подготовку, слушать необходимые вебинары. Так как я являюсь классным руководителем, то большую работу по разным направлениям провожу ещё и с классным коллективом.

С какими трудностями сталкиваетесь? Как справляетесь с ними или миритесь с тем, с чем не можете справиться?

— Самая большая трудность в моей работе – это загруженность бумажной работой — составление рабочих программ, плана классного руководителя, еженедельные отчёты по разным видам деятельности, письменная фиксация проведённой работы с детьми, родителями, учителями–предметниками. Это очень тяжело и обязательно, а иногда и не хватает одного дня, чтобы заполнить все бумажные дела. Приходится со всем этим справляться, иногда жертвуя и личным временем, но от этого не уйти.

Есть ли профессиональная деформация, как она влияет на жизнь вне работы?

— Профессиональная деформация имеет место. Прежде всего, физиологическая — ухудшение зрения из-за огромного количества бумажных отчётов, планов, чтения методических рекомендаций. Но так же и общепрофессиональные, когда в школе детям приходиться повторять одно и то же несколько раз. Это влияет и на домашнюю жизнь — в семье тоже автоматически повторяю что-то по нескольку раз. Помимо этого, вынужденно учишься гиперответственности и стремлению всё контролировать, быть пунктуальной и жить по расписанию. Из-за плотных графиков и отчётов получается что-то сродни консерватизму, где любая перемена вызывает неуверенность и страх к чему-либо новому.

Какие положительные стороны своей профессии вы выделяете для себя, чем довольны к концу рабочего дня?

— Мне очень нравится общение с детьми. Люблю проводить уроки, придумывать что-то необычное и интересное. Люблю проверять тетради. Люблю наблюдать за своими учениками — как они изо дня в день, из года в год взрослеют, развиваются, пополняют свой багаж знаний. И это всё — плод моего труда.

Какие советы дадите человеку, который выбирает ваш путь?

— Помните, что учитель начальных классов — это не просто первая учительница, это — вторая мама, и очень важно найти подход к каждому ребёнку, быть авторитетом для своих учеников. Именно от Вас зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка. Но самое главное — это безграничная любовь к детям, без которой в моей профессии никуда.

Материал подготовила Анастасия Сорокина