Некоторые сказки Братьев Гримм или Льва Толстого - это истории не совсем детские и даже жестокие. Прочитав половину сборника, я удивилась сколько там трагических сюжетов и несчастливых концов. Обязательно гибнет какая-нибудь зверюшка, птичка, много там смертей и страшных персонажей. Наверно, дети того времени были иные. Гибель, нищету и потери воспринимали проще. Сейчас малышей стараются оберегать от любых упоминаний неизбежного конца, от грустных сюжетов и насилия.
Для сравнения достаточно почитать сказки советского писателя и художника-иллюстратора Владимира Сутеева, которые в наше время снова стали очень популярными. Почему? Там больше позитива, счастливых концов, забавных персонажей, юмора и, конечно же, поучительных смыслов. Вообще, в советских сюжетах было больше воодушевления, иронии и назидания. Сказки несли две главные функции - развлекательную и воспитательную. Но самое главное - не было ощущения безысходности.
Сочинители сказок XIX века нередко опирались на народный фольклор, и поэтому подход к повествованию был немного иной. Они старались писать просто, честно и без всяких украшательств. Та самая «правда жизни» без романтики и шуточек. Сказки были ориентированы на крестьянских детей, которые жили в довольно жесткой среде, лишенной всякий сентиментальности. Они часто видели убой животных, смерть маленьких братишек и сестрёнок, как папка бьет мамку, да и сами хорошо знавшие, что такое розги. Но времена меняются! Изменился уклад жизни, нравы, технологии, а вместе с этим трансформировались и сюжеты детских сказок. Как десятикласснику сейчас непросто пробираться к сути через сложный слог романов Достоевского, так же непросто читать малышу какого-нибудь «Мальчика-с-пальчика» или рассказ «Птичка» Льва Толстого.