Ричард Линклейтер взялся за старое: снял в фильме живых актеров, а на пост-продакшне заставил отрисовывать их, чтобы все выглядело как мультфильм (этот прием он использовал в «Пробуждении жизни» и «Помутнении»). Кроме того, Линклейтер, будучи, на мой взгляд, самым сентиментальным американским режиссером, дал волю ностальгии по давно утраченному времени, своему детству, проведенному в Хьюстоне в конце 60-х. В то время велась космическая гонка между СССР и США, а Хьюстон был сосредоточием американских усилий – тут находился Центр космических исследований, разрабатывался пилотируемый полет на Луну, который должен был стать первым в мире. Так что фоном для обычных детских радостей и переживаний выступает космическая программа и оставляет свой след.
Фильм представляет собой путешествие в прошлое, когда деревья были выше и трава зеленей. Все фильмы Линклейтера заряжены позитивной энергией, но эта яркая, солнечная кинолента, наполненная воспоминаниями о жизни в одноэтажной Америке на пороге космической эры, удивительнейшим образом напоминает по своему настроению оптимистические произведения советских писателей-фантастов – Кира Булычева, ранних Стругацких. Да что тут говорить: все тогда верили, что «разум когда-нибудь победит», и что к концу XX века на Марсе будут яблони цвести. Недаром же человек еще в середине столетия преодолел земное притяжение и вышел в космос!
Оказалось, что нихрена. Но герои фильма этого еще не знают, и ничто не омрачает их бытия.
«Аполло 10 ½» представляет собой красочный калейдоскоп мелких событий, житейских зарисовок. В нем много телевизора, через который поступают известия о событиях внешнего мира. А мир тогда бурлил. Экскурс Линклейтера в его детство сделан очень бодро. Не покривлю душой, если скажу, что это самый увлекательный фильм из его фильмографии, потому что остальные фильмы режиссера отличаются слишком уж неторопливой созерцательностью. К хорошему действию добавляется множество музыкальных хитов (попса и серф-рок) и недюжинная ирония, которая и прежде неизменно присутствовала, но была не настолько заметной.
Оценка: 8,0 из 10.
Режиссер и автор сценария: Ричард Линклейтер. Оператор: Шэйн Ф. Келли.