Найти тему

Нефть. История 1920-1923

Нефть. История 1920-1923

Свинцовый бензин

В 1919 году в США появился Американский институт нефти (American Petroleum Institute, API) — это такая неправительственная организация, в которой представители разных нефтяных компаний заявляют о своих интересах. Она и по сей день занимается исследованиями всех аспектов и обеспечивает деятельность по регулированию вопросов в области нефтяной и газовой промышленности.

В задачи API также входило курирование геологов, разыскивающих новые месторождения нефти. Однако те не справлялись и были уверены, что вот-вот наступит нефтяной кризис. Добавилась и ещё одна проблема — поток жалоб автопроизводителей на ухудшение качества работы двигателей из-за использования бензина, утверждавших, что на спирте они работали намного лучше, а главное – дольше.

Выход поручено было найти изобретателю Чарльзу Кеттерингу — тому, кто в своё время придумал электростартер для машин с ДВС, сделав их максимально удобными для потребителей. Он пришел к выводу, что для экономии дефицитного топлива нужно:

• Производить высокооктановый бензин, который будет выдерживать большую степень сжатия.

• Создать мотор, способный работать с высокой степенью сжатия.

В совокупности этих двух факторов потребление бензина снижается, повышается мощность и эффективность моторов. У бензина того времени октановое число было примерно на уровне 50. Делать лучше никто не хотел, ведь пришлось бы перестраивать заводы, а это очень затратно.

Вместе с химиком Томасом Миджли Чарльз Кеттеринг с 1915 года начал экспериментировать с присадками и вливать в бензин все подряд. В какой-то момент в топливо был залит йод — мотор начал на нем лучше работать. Экспериментаторы решили, что причина в красном свете, поглощающем температуру, и начали заливать краску. Как можно догадаться, ничего путного из этого не вышло.

Руководство было недовольно, деньги, выделяемые на исследования, уходили впустую. Миджли и Кеттерингу поставили ультиматум: или что-то уже придумать, или уйти. Тогда Миджли перешёл на эксперименты с присадками токсичных веществ, и решение быстро нашлось — им стал свинец. При добавлении всего нескольких грамм на галлон бензина детонация в двигателе пропадала, мотор работал ровно, тихо и не терял мощности. Да и доступность и дешевизна свинца не могли не привлекать.

В 1921 году Чарльз Кеттеринг патентует свинцовую добавку под названием «тетраэтилсвинец» (ТЭС). Добавляли его в пропорции 0,5 грамма на 1 литр бензина. Октановое число взлетело до 95. Руководство было в восторге, и уже подсчитывало прибыль. О том, что свинец токсичен, Миджли не только прекрасно знал, но и предупреждал всех вышестоящих. Однако для руководства деньги значили намного больше.

В 1923 году в продажу поступила первая цистерна свинцового бензина. Три крупнейшие американские корпорации General Motors, DuPont и Standard Oil создали совместное предприятие, названное Ethyl Gasoline Corporation. Название «этил» было выбрано специально, чтобы не пугать людей словом «свинец».

Тем временем тревогу забили специалисты Йельского и Гарвардского университетов, напрямую заявившие, что свинец —это страшный яд.

Продолжение следует.