#барооткрыватель
Вот мы с вами добрались до важного вопроса в процессе строительства бара. Открытый вопрос бабла. Где взять денег на стройку?
Сегодня в рубрике «Барооткрыватель» попробую развернуто рассказать о поиске Инвестиций для вашего будущего бара. Где искать деньги? Как делить доли с будущим инвестором? Какие важные вопросы необходимо оговорить с инвестором на берегу? Обо всем поговорим в этом выпуске.
Этот выпуск будет содержать множество историй из моего личного опыта.
В самом низу есть ссылка на подкаст "Барские Замашки". Там я тоже рассказываю о поиске инвестора.
Первый бар мы открывали на свои личные деньги. Денег было совсем немного и бар получился соответствующий. Глухой спальный район, зальная планировка помещения, крашеные в серый цвет стены, столы и стулья из Икеи, деревянная барная стойка собственной сборки. В общем, мы были обречены на успех! С первого дня работы мы были нацелены на строительство собственной сети баров, как бы смешно это не звучало.
Но мы с партнером понимали, что наша главная цель – наработать опыт, которого не было, и заработать немного денег для поддержания штанов.
Строительство сети баров с привлечением денег инвесторов было основной идеей.
Признаюсь честно, над нами все ржали. Ну а как можно относиться серьезно к двум парням, которые носятся по залу с бокалами пива и мечтают о своей сети? С точки зрения обывателя это выглядит так себе.
Главное, что мы сами к этому вопросу относились серьезно, а остальное нас не очень волновало. И, следовательно, вопросом финансирования нашей идеи мы озаботились практически с первых дней открытия своего первого бара.
На самом деле, вопрос инвестиций касается не только тех, кто желает открыть свой первый бар. Это еще и дополнительная возможность финансирования работающего заведения или возможность открытия нового проекта, если вы планируете развивать сеть.
Для чего мы ищем инвестиции?
Здесь давайте четко определим причину, по которой нам так сильно нужны деньги. От этого очень сильно зависит результат поиска.
Для нас основных причин несколько:
- Открытие первого бара (Тот случай, когда бара у вас никогда не было, но очень хочется. Самый авантюрный вариант поиска денежных средств. Это связано с тем, что фактически у вас никакого бизнеса еще нет. И денег у вас тоже нет. Все что вы можете предложить инвестору – ваша безупречная репутация, любовь к работе и бизнес-план с фантазиями на тему бара. Поиск инвестора для идеи очень сложно, но это совсем не значит, что от идеи стоит отказаться);
- Развитие существующего бара (Тот случай, когда очень хочется сделать гиперзвуковой прыжок, а свободных денег на это нет. Я говорю о тех случаях, когда вы планируете расширение, строительство веранды, открытие доставки, создание нового направления и так далее. У вас есть отчетность и четкое видение того, зачем вам необходимо расширяться);
- Открытие нового бара в рамках сети (Тот случай, когда очень хочется развиваться, но выше головы прыгнуть сложно. Давайте будем реально смотреть на вещи. Даже если ваше заведение имеет безумную рентабельность в 30%, то заработать на новое заведение в короткие сроки практически нереально. Я знаю полтора примера, когда люди вкладывая небольшие деньги умудрялись окупать предприятие за несколько месяцев и самостоятельно занимались дальнейшим развитием. Но это единичные случаи, которые возможны, но рассчитывать на них не стоит).
Если мы будем разбирать каждый отдельно взятый кейс, то читать эту статью нужно будет несколько часов. Поэтому я очень надеюсь, что сопоставить причину и следствие вы сможете самостоятельно. В зависимости от задачи, естественно.
Где не получится найти инвестора?
Давайте сразу спустимся с небес на землю и вспомним, что мы мечтаем об открытии или развитии заведения общепита. Банки на нас смотрят, как на прокаженных. К слову, во время пандемии банки заведениям общепита смело отказывали даже в кредитах на зарплаты. Инвестиционные фонды, площадки для поиска инвесторов тоже не особо работают с общепитом. Им интересно производство и что-то более прозрачное. Общепит все-таки находится в некой серой зоне. Все, выпуск окончен! Мы обречены! Спасибо, что дослушали. Ладно, не переживайте. Сейчас разберемся.
Расскажу историю на немного отвлеченную тему, но аналогию можно будет провести легко. Давненько наш франчайзи приезжал на обучение. Точнее, тогда он еще не был нашим франчайзи, а просто хотел свой бар, и приехал опыт перенимать. Периодически мы проводили вводный экскурс с проработкой меню и помощью в открытии заведения. Не бесплатно, естественно. И вот дело дошло до рассказа о том, как правильно делать закупку на кухню. К некоторым поставщикам съездили, прайсы изучили, систему рассказали, а за креветками пошли в соседний магазин. Ну вот там дешевле. Можно купить эти же креветки у поставщика дороже или в соседнем магазине дешевле по акции. У человека был легкий шок от того, что в баре подают обычные креветки из магазина. В голове человека была мысль о том, что приготовленные в баре блюда, это нечто особенное приготовленное из особенных продуктов. В рЭсторане блюда должны быть приготовлены из продуктов, которые какой-то сказочный поставщик привозит. И пришлось потратить много времени, чтобы объяснить отсутствие разницы в самом продукте. Главное, что цена ниже.
Примерно так же выглядят рассуждения на тему поиска инвестора в некоторых головах. Инвестор должен состоять в каком-то сказочном ордене инвесторов и все такое. А искать его нужно на специализированных площадках ориентированных на поиске инвесторов. Там еще можно денег заплатить, чтобы ваше предложение большее количество людей с деньгами увидело. Ни одного инвестора на подобных площадках мы не нашли.
Как-то моему партнеру написал в подобной сервисе по поиску инвесторов молодой человек. Представился Робертом. Он сказал, что ему очень приглянулся наш проект. В ходе длительных переговоров с раскрытием информации о результатах работы предприятия и планах на будущее было принято решение о выделении нам суммы с семью нулями для создания управляющей компании и бурного развития сети с открытием доставки и продажи франшиз. К слову, на тот момент у нас было 3 работающих бара и еще 3 франшизы. В принципе, с Робертом диалог проходил в нормальном ключе. Он задавал логичные вопросы, интересовался финансами, его вдохновляла сама идея проекта и наше отношение к работе с командой. Сомнения начались в тот момент, когда Роберт предложил уже скорее заключить договор. Выглядело это так, будто человек горит проектом и очень хочет начать работу. Даже берет на себя риски и готов сразу после подписания и заверения договора у нотариуса перевести несколько миллионов на расходы на личную банковскую карту. Но только сам он в Россию приехать не может, а его помощница сейчас находится к Крыму. Мы можем дистанционно заключить договор используя электронные подписи. Вот только нам надо скорее перевести на счет нотариуса 30 000 рублей. «Парни, давайте скорее переводите деньги. Вот вам ссылка на оплату. А уже завтра я вам несколько миллионов на карту скидываю», – заявлял Роберт. А следом посыпались какие-то документы с ошибками. То с фамилией нотариуса что-то не так, то сумма указана не 30 000 рублей, а 15 000 рублей. И чем больше было таких нестыковок, тем скорее нужно было деньги перевести воооот по этой ссылке, которую я в телеге отправил.
Все это к тому, что единого правильного интернет ресурса для поиска инвесторов не существует. К сожалению, вокруг очень много мошенников, которые тоже хотят кушать, но умеют только обманывать.
Давайте сразу договоримся, что инвестиции это любое поступление денег со стороны. Вот даже если бабуля сотку дала на развитие бизнеса.
Кто может быть стать вашим инвестором?
Если я хочу найти морковку, то должен думать, как морковка. Где бы я спрятался, если бы был морковкой?
Сейчас может быть немного странно и кому-то даже неудобно. Знаете, такое чувство «неудобняка». Типа, «Фу, чувак, ты вот реально это сейчас говоришь?» Но я делюсь своим опытом и могу смело заявить, что это работает.
- Представитель вашего окружения (Мама, папа, бабушка, друзья, коллеги, знакомые и так далее. Поверьте, вы далеко не всегда хорошо знаете свое окружение);
- Гость вашего работающего заведения (Просто делитесь своими планами о развитии заведения. Это будет полезно любому гость. Гость хочет знать о том, что вы хотели бы еще соседнее помещение снять или веранду построить перед баром и оборудовать задний двор. Вот только денег сейчас найдете и все будет круто!);
- Сторонний почитатель вашего таланта (Подписчики в ваших социальных сетях или люди, с которыми вы давно не общаетесь).
Что нужно делать, чтобы привлечь инвестора в свой проект?
Многие считают, что деньги любят тишину и рассказывать о том, что вам очень нужны деньги на развитие бизнеса не очень прилично.
Деньги действительно любят тишину, но только те, которые лежат у вас в кошельке. Если вы ищете средства для развития проекта, то рассказать об этом нужно всем. А рассказать вам будет о чем.
Ведите свои социальные сети. Вот через силу. Не знаете что сегодня сказать, скиньте веселый видосик. Обращайте на себя внимание и рассказывайте о том, что вы делаете, над чем работаете, куда едете. Ну и мой подкаст там рекламируйте и Яндекс.Дзен. Это основная мысль сегодняшней статьи! Важно делиться с людьми информацией. Иначе как они узнают, что вы хотите открыть свой бар и ищите инвестора?
И рассказывайте обо всем не с момента стройки, а с самого начала.
«Ребята, я очень давно мечтаю открыть свое заведение. Мечтаю открыть свой бар. Я решил, что с сегодняшнего дня начну работу над этим проектом. И буду всем делиться у себя в социальных сетях. Вдруг эта информация будет кому-то полезна. Мне это поможет держать себя в тонусе и видеть прогресс в работе. Ну и вдруг среди вас найдутся желающие присоединиться к моему проекту.»
И далее по списку:
- Поговорили о том, какие клевые концепции баров видели и уже даже нашли свою единственную с шашлыком и настойками, например;
- Начали смотреть помещения и сняли видеоотчет. Спросили мнения насчет локации. За просмотр помещения с вас денег никто не возьмет;
- Поискали идеи для меню и поделились видео о том, как клево стекает сыр по бургеру или соус по шашлыку. А еще сказали, что сейчас ищете варианты, как сделать так же круто в своем будущем заведении.
И не надо бояться спрашивать совета у своих подписчиков. Большинство ответов будут бредовыми. Но это повод для беседы и дискуссии. Лайкайте фотографии будущих коллег и вступайте в диалог в сообществах рестораторов. Это все будет работать вам на пользу.
Мой давний знакомый начал не так давно выкладывать видео, в которых он ездит за рулем больших автомобилей, возит какие-то контейнеры и так далее. Это, если честно, выглядело странно. Потом постепенно началась стройка, а через какое-то время я узнал, что человек строит свой загородный развлекательный центр с гонками по бездорожью на байках и квадроциклах. Уверен, что вопросов ему задавали в процессе строительства приличное количество. А сейчас он стал экспертом в вопросе организации экстремального досуга. Как узнать об этом, если бы он ничего не рассказал?
Знаете, среди любителей рисовать карты желаний, есть идея о том, что мысли материальны. Как это работает? Оговорюсь, что я не призываю карты желаний рисовать. Мысль лишь в том, когда вы четко понимаете свою цель, то сами начинаете подмечать необходимые пути достижения этой цели.
Мы искали крупную сумму денег в очень срочном порядке. У нас на поиски было буквально пара дней. И вот практически вся сумма была найдена. Не хватало лишь 200 000 рублей. На тот момент я очень часто работал за барной стойкой и постоянно общался с гостями. На абсолютно любые темы. Я очень люблю общаться с людьми. Это очень круто, правда. И вот наш гость обратил внимание на то, что я в каких-то своих мыслях и попытался узнать причину. В общем, через пару часов у меня уже были необходимые 200 000 рублей. Оказалось, что для гостя это не деньги.
Все это совсем не значит, что нужно выпрашивать деньги гостей. Стоит информировать гостей, с которыми вы хорошо общаетесь, о ваших планах.
Важный вывод, который стоит сделать. Ваш инвестор – любой человек, с которым вы разговариваете. Поэтому очень важно быть максимально подготовленным к общению в любой момент. Рассказывать, показывать, давать ссылки на примеры и так далее. Крайне нелепо будет выглядеть, если спустя 5-10 лет тишины вы позвоните своему однокласснику и скажете: «Коль, я тут партнера для бизнеса ищу. Есть бабки?» А Коля даже не знает о том, что у вас какой-то бизнес есть.
Не надо стесняться говорить инвестору нет.
Инвестор – ваш партнер по бизнесу. А это значит, что ваши отношения должны быть взаимовыгодными. Если всю прибыль будет забирать себе инвестор, то никакого удовольствия от работы вы получать не будете. А как следствие, бизнес развалится.
Мы не допускаем к управлению проектом инвесторов, которые не имеют опыта работы в общепите. Все дело в том, что ответственность за работу предприятия лежит на нас. Если инвестор вдруг будет иметь возможность без согласования ввести в меню плов, а управляющей трудоустроить свою подругу, то даже не сомневайтесь, что в провале этих авантюр обвинят вас.
Мы работаем с инвесторами 50/50 при условии 100% финансирования проекта со стороны инвестора. Все дело в том, что договор инвестирования заключается на 4-7 лет или инвестор входит в состав учредителей (то есть бессрочно). Все время работать над проектом нам. Свои 50% мы отрабатываем, если просто выражаться. Если инвестор хочет, чтобы вы финансово участвовали в строительстве бара, то соотношение 50/50 должно пересматриваться с увеличением доли в вашу пользу. Думаю, это логично.
Кто и как стал нашими инвесторами:
- Близкий родственник моего партнера (Он долго наблюдал за тем, как мы тяжело бьемся над открытием нового заведения и предложил свою помощь. Деньги были кредитными и их, естественно, нужно было вернуть. Нам банк такую сумму на развитие не давал. Помните, я говорил, что даже сотка от бабули должна считаться инвестициями в бизнес);
- Мой товарищ (Мы крайне редко общались, но периодически поддерживали контакт. В один прекрасный день товарищ позвонил поздравить меня с Днем Рождения и задал вопрос: «Вы инвесторов не ищете? У меня тут деньги есть. Хотел попробовать в общепит вложить». Почему он так сделал? Потому что я трезвонил на все свои социальные сети о том, что мы недавно открыли новый бар);
- Подписчик канала на YouTube (Человек долго смотрел наши видео о пиве и барах, а затем захотел сам открыть бар. Ему нужны были партнеры);
- Гость бара (Гость долго следил за всеми движениями в нашем заведении во время пандемии и решил поддержать бар в трудный момент. Не безвозмездно, естественно).
Признаюсь честно, от 80 до 90% переговоров с инвесторами срывались по разным причинам. Кто-то требовал возможность управлять предприятием по своему усмотрению и трудоустраивать своих друзей и родственников. Кто-то перегорал в процессе долгого поиска помещения. Кто-то выдвигал невыполнимые условия финансирования. Кто-то долго пудрил мозги с целью поболтать. В общем, не стоит расстраиваться, если первый заинтересовавшийся вашим проектом потенциальный инвестор обиделся, что вы не соглашаетесь на щедрые 10% и говорит, что так вы никого не найдете. Поверьте, найдете. Вопрос лишь времени.
Говорить об инвестировании в бизнес можно бесконечно долго. Готового решения, к сожалению, не существует. Это все длительный процесс успешного ведения бизнеса, который сам по себе привлекает к заинтересованных людей с деньгам.
Если остались вопросы, смело пишите на электронную почту: barskiezamashki@gmail.com