Я стоял перед внушительным особняком в шикарном 16-м округе Парижа. Его классические линии, мраморные лестницы и изящно кованые железные балюстрады противоречили яростному чувству цели внутри. Музей Контрфасона – необычный музей, специализирующийся на подделках. Я надеялся, что мой визит поможет мне понять проблему, с которой люксовые бренды борются десятилетиями: проблему подделок на массовом рынке и вопиющих подделок.
По некоторым оценкам, торговля поддельной продукцией стоит $600 млрд в год. Целых 10% всех проданных фирменных товаров могут быть поддельными. По оценкам, 80% из нас имели дело с поддельными или фальсифицированными товарами (сознательно или нет). Продажи предметов роскоши взлетели в последние десятилетия, но подделки росли еще быстрее: одна оценка предполагает, что подделки увеличились на 10 000% за два десятилетия.
Это не просто общие цифры, которые поражают ум. Один французский таможенный рейд конфисковал достаточно поддельной ткани Louis Vuitton, чтобы покрыть 54 теннисных корта. Налет на продавца на онлайн-китайской торговой платформе Taobao выявил 18 500 поддельных сумок, фартуков и обуви. Бюст в Мадриде конфисковал 85 000 подделок, готовых к Черной пятнице и рождественским рынкам. В Стамбуле в 2020 году было изъято почти 700 000 поддельных средств по уходу за волосами.
Обычно, когда подделок гораздо больше, чем настоящих, вы видите какую-то коррекцию. Но, несмотря на рост индустрии аутентификации с постоянно расширяющимся списком средств борьбы с контрафакцией - термоактивированными пломбами, защитными номерами, RFID-метками (радиочастотной идентификацией), изменяющими цвет чернилами, голограммами – этого, похоже, не происходит. Я хотел разобраться в этом несоответствии. Почему дизайнеры и крупные бренды не могут остановить или хотя бы замедлить работу фальшивомонетчиков? И вообще, как отличить настоящую вещь от подделки?
В Musée de la Contrefaçon есть типично французский ответ на этот вопрос: стеклянные витрины, показывающие продукты и их подделки бок о бок, услужливо маркированные vrai и faux Я посмотрела на то, что казалось знаменитой стеганой сумочкой Шанель 2.55. На самом деле, как сказал мне гид, это была подделка турецкого производства. Там, где оригинал может похвастаться правильной и прочной строчкой, подделка была склеена вместе. Фирменное стеганое одеяло было сделано из картона и ваты. На первый взгляд корейская сумка выглядела точь-в-точь как Louis Vuitton; при ближайшем рассмотрении я заметил, что характерные трилистники были заменены кругом и полосой, логотип LV - какими-то внешне похожими символами корейского алфавита Хангыль. Ни один элемент дизайна не соответствовал оригиналу, но общий эффект был безошибочно “виттонным”. Гид объяснил, что это иллюстрирует разницу между подделкой путем имитации и подделкой путем “передачи". В другом шкафу стояла галльская подделка римской амфоры 2000-летней давности; то, что должно было быть римским именем на пробке, было заменено случайными символами. У меня сложилось впечатление, что сотрудники музея очень гордились тем, что их самая старая подделка была сделана на французской территории.
Довольно неуклюже я несла блокнот, бумажник и ключи в пластиковом пакете из супермаркета. Покидая отель ранее в тот же день, я в последнюю минуту понял, что моя сумка через плечо была поддельной Longchamp. В музее гид показал мне настоящую вещь. На моем, маленьком золотом чучке на молнии висело простое золотое кольцо, где должно было быть прыгающая лошадь Лонгчемпа и жокей. Внутри у меня не было восхитительно толстого, резинового, почти липкого качества подлинного изделия. По сравнению с реальной вещью, кожа на моей сумке была странно губчатой и невещественной, швы неадекватны.
Я спросил гида о здании. Правда ли, что это была копия более раннего 17-го века в районе Марэ? Означало ли это – о, восхитительная ирония – что музей сам по себе находится в подделке? Глаза гида слегка сузились. Я почувствовал фройдера. “Это копия, а не подделка. Там, где нет IP, подделка невозможна ”.
Музей контрафакта специализируется на подделках предметов роскоши, но взрыв контрафакта за последние два десятилетия произошел в основном на среднем рынке. Брендовые подделки, которые раньше продавались на рыночных прилавках, теперь находятся всего в нескольких кликах в Интернете. Больше всего пострадали продукты, известные на неприятном жаргоне маркетологов как продукты “masstige” (сочетание “mass market” и “prestige”): товары премиум-класса, но все же доступные по цене. Нет четкой линии, отделяющей их от предметов роскоши, но вместо того, чтобы подчеркивать мастерство и традиции, превосходное качество и эксклюзивность, массовые товары продают себя на кустарных прикосновениях, исполнении желаний, ассоциации знаменитостей и тенденциях. Как выразился один из комментаторов, masstige фокусируется на стремлении, “неявном расстоянии между миром, который они [бренды] представляют в своих коммуникациях, и продуктом, который их потребители могут позволить себе купить”.
Ранее на этой неделе в Амстердаме я встретился с Бьорном Гроотсвагерсом, региональным директором организации по борьбе с контрафактом React. React имеет 30’летний опыт борьбы с контрафактной торговлей. Она рассматривает около 20 000 дел в год, работая с таможенными и правоохранительными органами в 107 странах. Его 300 или около того клиентов - это перекличка самых влиятельных правообладателей в мире, многие из продуктов которых попадают в категорию masstige: Adidas, Abercrombie & Fitch, Converse, Nike, Puma, Levi's, Tommy Hilfiger, Fifa, Ducati, Jack Daniel's, Jaguar, L'Oréal, Procter & Gamble, Unilever, Warner Bros, Yamaha, PlayStation, Hello Kitty, Playboy.
Когда такси, в котором я ехал со станции, ехало по бульвару Амстелвенсевег, офисные башни превратились в многоквартирные дома, а затем в все меньшие и меньшие дома с террасами.
Водитель спросил меня, зачем я приехал, и, похоже, не был впечатлен, когда я сказал ему об этом. “Зачем бороться с подделками в Амстердаме? Здесь их не делают. Я из Турции, - гордо сказал он. “И мы делаем много!”
Мы остановились перед двухэтажным остроконечным домом. В передней гостиной, служащей комнатой для совещаний, Гротсвагерс и его коллега Мэри-Энн Коутерс угостили меня отменным кофе. Полки справа от меня были заполнены подделками, которые можно увидеть в ларьке на Оксфорд-стрит в Лондоне: картонные квадратики с примерно 50 бриллиантовыми серьгами-гвоздиками в форме двойного Си Шанель, гибкое чучело обезьяны Пола Фрэнка Джулиуса, пластиковые кошельки с яркими разноцветными логотипами LV. Коробки с поддельным стиральным порошком Ariel стояли рядом с неоткрытой четырехпакетной головкой электрической зубной щетки Braun Oral-B - неотличимой от той, которую я открыл этим утром.
Двадцать пять лет назад, когда компания начинала, Grootswagers сказал: “Если бы мы остановили 5000 подделок в месяц, мы думали, что делаем хорошую работу. Если бы мы ловили 100 000 в год, мы бы похлопали себя по спине ”. Он улыбнулся. “Тогда мы изменили то, что сделали, и теперь мы останавливаем подделки 25m в год”.
React используется для проверки рынков и магазинов, где продаются подделки. Теперь они следят за пунктами, в которые сыпучие грузы контрафакта попадают в ЕС – контейнерными портами, такими как Роттердам, Антверпен и Бремен. Один контейнер может вместить в тысячу раз больше, чем чемодан контрабандиста. Выберите правильный порт, правильный корабль и правильный контейнер, и вы сможете остановить десятки или даже сотни тысяч подделок одним махом. Но это непросто. Ежегодно по всему миру курсируют около 180 млн морских контейнеров, 15 млн из которых проходят через Роттердам. Грутсвагерс и его коллеги должны определить, в каком из этих идентичных контейнеров могут храниться подделки, и попросить таможенников вывезти гигантский ящик с корабля, чтобы убедиться, что они правы.
По понятным причинам Гротсвагерс не мог рассказать мне слишком много подсказок и методов, которые он использует, чтобы обнаружить потенциальные подделки, но он говорит, что часто замечает то, чего нет там, а не то, что есть. Если в списке груза корабля просто написано “обувь”, это подозрительно, сказал он мне. “Потому что, если это обувь Nike, она скажет Nike, а если это Adidas, она скажет Adidas. Большая часть контрафактных товаров поступает из Азии, в основном из Китая, и у нас, конечно, есть черный список фабрик. Мы часто смотрим на агентов по доставке, а не на фабрики, и они все время меняют свои имена. Они называются такими вещами, как Unit 1234, и все это написано китайскими иероглифами, но иногда бывают раздачи – скажем, если адрес находится на третьем этаже. Ну, вы же не можете отправить корабль с третьего этажа, не так ли?
Лучшим выходом для брендов было бы совместное решение нажать на тормоз и согласиться с тем, что все должны одновременно сократить расходы на нематериальные активы – шаг, который оставил бы конкурентную иерархию нетронутой, позволив им всем тратить больше на своих работников и свою продукцию. Но вероятность того, что это произойдет, почти равна нулю. Это потребовало бы, чтобы бренды, во-первых, открыто признавали проблему между собой; во-вторых, доверяли всем другим брендам поступать правильно и не обманывали, тайно увеличивая, а не сокращая расходы на нематериальные активы; и, в-третьих, выставить ценность или иное значение различных частей своих брендов на более широкое обозрение. Неудивительно, что они скорее займутся фальшивомонетчиками, чем причинами подделок.
#подделка #магазины #путешествие #наука #культура #искусство