Найти в Дзене

Почему детям не нравятся уроки литературы в школе. Решаем проблему преподавания этого предмета.

Тема для статьи родилась буквально у меня на глазах. Я невольно стала свидетелем диалога двух детей среднего школьного звена. Класс пятый-шестой. Постараюсь процитировать и изложить суть их разговора. Далее: Д1 - девочка один, Д2 - девочка два. Д1: Что по литературе проходите? Д2: Дубровского. Д1: И как? Мне не понравилось. Сейчас сочинение пишем. Д2: Скука эта ваша литература. В жизни читать не буду. А сочинение это ну такое... Д1: Умножаю. Дальше девочки стали говорить о чём-то своём, а я задумалась. Фраза "Скука эта ваша литература" прочно засела у меня в голове. Почему детям скучно на уроках литературы и как эту проблему решить. Я долго думала над этим и выделила несколько проблем, почему детям не нравится. 1) Часто литература приходится им не по возрасту и затрагиваемые автором проблемы непонятны. Взять хотя бы самый частый пример: "Война и мир" Льва Толстого. Современным детям тяжело понять искания Пьера Безухова или Андрея Болконского. Я не могу укорять их за это. К тому же

Тема для статьи родилась буквально у меня на глазах. Я невольно стала свидетелем диалога двух детей среднего школьного звена. Класс пятый-шестой. Постараюсь процитировать и изложить суть их разговора. Далее: Д1 - девочка один, Д2 - девочка два.

Д1: Что по литературе проходите?

Д2: Дубровского.

Д1: И как? Мне не понравилось. Сейчас сочинение пишем.

Д2: Скука эта ваша литература. В жизни читать не буду. А сочинение это ну такое...

Д1: Умножаю.

Дальше девочки стали говорить о чём-то своём, а я задумалась. Фраза "Скука эта ваша литература" прочно засела у меня в голове. Почему детям скучно на уроках литературы и как эту проблему решить. Я долго думала над этим и выделила несколько проблем, почему детям не нравится.

1) Часто литература приходится им не по возрасту и затрагиваемые автором проблемы непонятны. Взять хотя бы самый частый пример: "Война и мир" Льва Толстого. Современным детям тяжело понять искания Пьера Безухова или Андрея Болконского. Я не могу укорять их за это. К тому же,я считаю, данное произведение лучше читать имея за плечами жизненный опыт. У детей его практически нет. Отсюда возникают сложности.

2) То, как проводятся эти уроки. Чаще всего просто обсуждая прочитанное, а потом следуют тест или сочинение. Или и то, и другое. Такой вариант провождения урока действительно скучный. Конечно, можно и такой вариант подать интересно, о чём сейчас мы и будем рассуждать.

Учителя, которые могут увлечь своим предметом есть, но их мало.

Фото из личного архива автора статьи.
Фото из личного архива автора статьи.

3) Нехватка зарубежной литературы. Почему-то зарубежная литература увлекает детей гораздо больше, чем отечественная. Стоит отметить, что в 7-9 классах, в программе ей уделяется примерно 5 часов в год. Когда я училась в школе, у нас блок зарубежной литературы всегда шёл в конце 4 четверти. И всегда мы просто до него не доходили. Причин я уже не помню.

В шестом классе дела обстоят лучше. В 10 и 11 чаще всего просто не до этого. А зря.

4) Программа просто не прививает любовь к чтению и не "соблазнаяет" им. Начиная с того, что ребёнку нравится и плавно перевести на литературу посложнее. Тут нужно очень аккуратно подбирать, чтобы не отбить желание напрочь. Но увы нет. Школьная литература с этим не справляется.

И так. Как же данные проблемы решить. Как сделать уроки литературы более интересными. Я предлагаю свои способы.

1) Время от времени можно показывать фильмы по изучаемой литературе, мультфильмы. Так же на канале Арзамас есть много интересного. Чем-то да удастся завоевать внимание учеников.

2) Провести урок свободной литературы. Пусть каждый ребёнок расскажет о том, что ему нравится. Пусть-то будет манга или любой другой комикс, сказка или маленькие рассказы. Главное интерес ребёнка. Можно поощрить всех выступивших небольшими бонусами.

3) Зародить небольшой дух соревнования. Часто дети любят соревноваться. Но важен здоровый дух соперничества. Задавая читать на лето можно предложить детям маленькое соревнование. Возможно этот способ не самый действенный, но на войне все средства хороши.

Здесь же можно устроить викторину, поделив детей на 3 команды и дав задание придумать название и кричалку. В ходе викторины наградить победителей призами.

4) Дети сейчас современные. Потому можно предложить им поучаствовать в челлендже, по принципу "Фотография с книгой, которая из списка литературы больше всего понравилась". А во избежание обмана попросить рассказать чем именно понравилась книга. Полученные фотографии можно распечатать как полароиды и повесить в классе. Почему бы и нет. Полёт фантазии не ограничен.

5) Устроить литературное чаепитие. Угощения на столе могут или должны перекликаться с теми, которые встречались детям в книгах, необязательно из программы школьной литературы. К примеру, Миссис Уизли любила готовить лимонный пирог. Но это как пример. Опять же фантазия ничем не ограничивается.

А какие мысли есть у вас?

Если вы учитель литературы, как проводите уроки? Мотивируете детей читать?

Спасибо за внимание!

Читайте и пусть книги приносят только удовольствие!