«Куда лучше смотреть девушке во время танца? В глаза? В пол? В будущее?»
- Девушке во время танца нужно смотреть на парня. По канонам адыгского танца девушки должны смотреть на место, где должны быть газыри у мужчины. Еще можно периодически смотреть на ноги парня, чтобы понимать вектор следующего движения парня, так будет легче танцевать и подстраиваться во время танца.
«Как вежливо отказаться от предлагаемого танца?»
- Если речь идет о джэгу, то достаточно встать в 3-4 линию девочек, чтобы пщащэдэш не стала выводить вас на танец. Если речь идет о свадьбах без хьэтеяк1уэ, то лучше просто не вставать в круг, т.к. не всегда ясно какой партнер может вам попасться. Если же вы хотите танцевать, встаньте в 1-2 линию, и обозначьте перед распорядителями танцев, что вы хотели бы станцевать. Хотите танцевать – двигайтесь вперед, не хотите – вставайте в задние ряды;
«Что за мальчик с головой козла тусуется с джэгуак1уэ?»
- Ажыгъафэ – это скоморохи. Обычно они показывали какие-нибудь жизненные моменты, могли высмеивать некрасиво ведущих себя людей или шутить над танцорами, копируя их движения в шуточной форме. Они выполняют в большей степени развлекательную функцию.
Вчем разница «пщащэ дэщ» и «утыку пщащэ»?
- «Пщащэ дэш» - девушка, которая помогает хьэтеяк1уэ выводить девушек на танец. «Утыку пщащэ» - «девушка, танцующая в центре», т.е. в кругу. Впервые сталкиваемся с этим понятием,но возможно,имеется ввиду солистка;
Что означает движение обхода (до за до)?
- Обход левыми плечами уходит корнями в языческие времена и обряды наших предков. Его называли «нэ темыхуэ къекlуэкl», т.е. обход от сглаза. Его делали как бы закручивая,”зашаманивая” от сглаза. Еще есть вариант приветствия каждой стороны противоположным полом. Также обход делают левыми плечами для того, чтобы не задеть оружием.
У каждого танца есть свой определённый рисунок или все подчиняется тому, в какую сторону ведёт мужчина?
- У каждого танца есть свой канон, определенный рисунок. Многие каноны были утрачены и сейчас восстанавливаются. Но при этом во всех танцах мужчина ведет девушку по определенному рисунку. Мужчина должен станцевать так, чтобы это было не очень долго,но и не коротко, и чтобы девушка могла подстроиться под его движения в танце.
В какой момент завершается танец къафэ? Просто по желанию танцоров или есть какое-то определенное количество повторений рисунка, определённых движений?
- Къафэ имеет свой канон, который условно состоит из 3 блоков. Къек1уэк1 – обход (до за до), тек1уатэ – часть, где партнеры двигаются друг на друга поочередно, теджагуэ – где парень с девушкой танцуют, импровизируют.
В къафэ по канону 3 обхода: 1 – до за до, 2 – нужно поменяться местами после тек1уатэ либо теджагуэ, 3 – после теджагуэ поменяться местами и завести девушку обратно на ее сторону.
Очень красиво смотрится на теджагуэ зеркальная импровизация, где девушка подстраиваться под парня, а парень может красиво показать направление следующего движения. После теджагуэ, на 3 обходе, парень должен завести девушку на ее сторону и поставить. И в конце принято сделать аккуратный поклон, в знак благодарности за танец, но это не обязательно.
По какому принципу выстроен танцевальный репертуар на Джэгу?
- В старину танцевали вначале по сословиям, где было деление по старшинству. В зависимости от того, где танцуют начинали соответсвующеим танцем. В Кабарде начинают с къафэ, если есть гости с Адыгеи, то следующую включают хьэгулящ/зафак, если с Абхазии, то абхазский, потом лъапэрисэ, и т.д. по аналогии. Джэгу закрывают танцем «Удж пыху»;
В чем отличие удж хэш от удж пыху?
- Танцем «Удж хэш» открывают праздничные игрища, джэгу, этим танцем выводят девушек танцевать, а дальше может быть множество действий, таких как скачки, джигитовка, борьба на поясах, конкурсы и т.д. Потом проводится джэгушхэ, который завершается танцем «Удж пыху».
Любой «Удж» - это круговой парный танец с различными элементами, существует множество его вариантов – «Удж хэш», «Удж пыху», «Удж хъуре», «Нэхущ удж», «Щыблэ удж», «Тхьэгъэлэдж удж». Каждый Удж по танцевальной лексике мог состоять из одного и того же, но быть приуроченным к какому-либо конкретному мероприятию.
Кто должен открывать джэгу?
- Джэгу должен открывать джэгуак1уэ, если он есть. Если нет, то Хьэтеяк1уэ. Джэгуак1уэ — это руководитель всего: оркестра, хьэтеяк1уэ, уэрэджы1ак1уэ, ажыгъафэ и тд. Он может поручить открывать джэгу Хьэтеяк1уэ – распорядителю танцев. Хьэтеяк1уэ должен начинать и заканчивать каждый блок танцев. Также он начинает и заканчивает весь Джэгу. В танцах «Удж» он становиться во главе и ведет весь танец.