Найти тему
Владимир Советский

Что было в советской школе но ушло из современной: 3 вещи, которые я бы вернул

Оглавление

Всем привет!

Советское образование - лучшее в мире. Спорить с этим может лишь тот, кто не жил в 20 веке. Что уж таить, о превосходстве наших школ открыто говорили даже американцы, которые нередко пытались что-то перенять и себе. Но вот Союз распался, а с ним - и наше прекрасное образование

Вот вы скажете, что все то же самое. Вроде и сами школы те же, и учителя те же, и принципы педагогики те же. Кажется, что же может пойти не так? Как мы видим, буквально все. Наше современное образование пускай и преемник советского, но очень плохой. Оно впитало все худшее и отбросило все лучшее. Давайте и поговорим об этом "лучшем", которое было бы неплохо увидеть в школах и сегодня. Ну что ж, давайте разбираться

🔺 Школьники - не хозяева, а ученики

Понимание целей школьного образования. Первое что приходит на ум в разговоре о советской школе, это дисциплина. В 50-60-х годах она была построже, в 70-80х помягче, но все равно была намного серьезнее современной. В то время школы воспринимали не как место досуга детей, а кузницы по созданию полноценных членов общества. Пока родители в поте лица трудились, школы делали из ребят настоящих советских граждан. В чем же это проявлялось?

Слово учителя - закон. В наше время дети относились к учителям чуть ли не как к божественным существам. Для нас они были воплощением идеального взрослого человека, мы все равнялись на наших педагогов. Попробуй только сказать что-то против учителя - сразу же проведут воспитательную беседу или выгонят из класса. Перечить учителю нельзя, таково правило

Сегодня же учителя - это обслуга школьников, которые делают с ними что хотят. В интернете полно видео, как дети прямо их оскорбляют, унижают и доводят до слез. А как только преподаватель попробует прикрикнуть - сразу же выкладывают в интернет с жалобами на "злых совковых училок". А администрация школы не только их не защищает, но и нередко увольняет после такого

Оставить на второй год или выгнать из школы - было нормальное дело. Конечно, в каждом классе есть проблемные дети. Обычно с ними боролись воспитательными беседами и прилежным трудом. Но если это не давало результатов, начинали требовать родителей. Не помогает и это - просто оставляет на второй год или выгоняют из школы. А тогда это был такой позор, просто сложно представить

Сейчас же доучиться в школе может даже отпетый наркоман и бандит. За каждую двойку на учителей орут из администрации, а про двойку в четверти вообще забудьте. Это же применимо и к оставлению на второй год. Почему-то теперь неуспеваемость школьника - это вина учителя, а не его или родителей

Прекрасные советские дети! Все сидят как по струнке, не то, что сейчас!
Прекрасные советские дети! Все сидят как по струнке, не то, что сейчас!

🔺 Дежурства, уборки и субботники

В советское время убирать за собой было не стыдно. Каждый день назначался дежурный по классу, который следил за порядком между уроками. Раз в четверть все школьники обычно собирались на генеральную уборку: мыли полы, окна и так далее. Во внеурочное время нас привлекали к субботникам и сбору макулатуры. С ранних лет нас приучали, что убирать мусор - это не дело обслуги, а задача всего общества

А что сейчас? Сегодня детей убирать не заставляют, в результате чего новые школы превращаются в руины буквально за несколько лет. Я до сих пор поражаюсь, как долго детям надо объяснять вред выбрасывания мусора прямо на пол. Вот как можно этого не понимать? По их мнению, уборкой должна заниматься обслуга. А дело баринов - неспеша учиться и доводить учителей. Недавно наткнулся на видео, где детей попросили просто попаднимать мусор с газона. Так в комментариях там сплошные возгласы про эксплуататоров и садистов.

Почему это так важно? Вот иногда мне говорят, что я так заладил с этой уборкой. Что, уборщиц не хватает? Но дело ведь не в этом. Смысл дежурств в прививании чувства ответственности за окружающее пространство. Благодаря таким практикам улицы всех советских городов были чистыми и опрятными, не то что сейчас. Поэтому такое отношение к уборке надо прививать с детства.

Мы убирали все сами, и ничего!
Мы убирали все сами, и ничего!

🔺 Побольше практики, поменьше теории

Советская школа не просто давала детям знания, она готовила их к жизни. В принципе после нее можно было дальше нигде не учиться, ведь основы были уже заложены. Как смастерить стул, как поменять розетку, как разбирать Автомат Калашникова, как общаться с окружающими - и многое другое. Большинство уроков были живыми и интересными. Нам не просто вдалбливали теорию, а реально учили. И в итоге после школьной скамьи человек знал о мире почти что все

Сегодня же - сплошное ЕГЭ и ФГОСы. Почти все школьные предметы преподаются строго по учебнику, цель которых - натаскать на сдачу ЕГЭ. Никаких практических заданий нет. Как-то раз я хотел провести тематическую игру на уроке истории по Октябрьской Революции. Так потом выслушивал от завуча о том, что так делать не надо...Дети просто приходят, учат материал, а затем получают оценки за простое повторение учебников. В итоге выходят из школы они с нулевыми знаниями

Вроде пытаются это исправить, но не выходит. Сегодня в школах стало модно говорить про практикоориентированный подход. Мол дети должны учиться сами, а учителя - просто направлять их. Да вот это ни черта не работает, потому что все также спускается из ведомств сверху. Здесь нужна инициатива учителя и свобода его преподавания, которой у нас нет...

Так у нас проходили уроки труда. А не по учебникам...
Так у нас проходили уроки труда. А не по учебникам...

Вот такие вещи вернул бы в школы я. А что бы хотели вы? Обязательно делитесь в комментариях!