Найти тему
Читает Шафферт

Старая детская книжка о том, как в Новосибирске строили метро

Сибирский текст детской литературы за время своего существования, а это около двухсот лет, претерпел существенные изменения. До революции в текстах для детей Сибирь представала краем суровым, диким, очень неблагоприятным для человека. Это место каторги и ссылки, голода и неблагополучия. Как-нибудь я выложу несколько старых книжек в подтверждение этих тезисов, а пока можно просто поверить мне на слово (ну, или не поверить, это уж как вы захотите).

А вот после революции 1917 года отношение к Сибири начинают менять - и меняется отражение Сибири в книгах для детей. Постепенно из края, враждебного человеку, она превращается в край прекрасного будущего. Мы все тут построим! Мы все изменим к лучшему! Мы возведем заводы, вырастим хлеб, повернем реки, наладим быт, развернем науку - это лучшее место для будущего. Это - само будущее! И природа красивая к тому же, подходящая только для самых мужественных людей (а вам слабо, да?). Негативный образ Сибири ушёл в прошлое, и она стала местом надежд, стремлений и молодости. Так продолжается на всем протяжении советского периода, хотя и усложняется постепенно, в основном благодаря писателям-деревенщикам.

Детям в книгах нередко рассказывали о том, как Сибирь растёт и развивается, что в ней строится и как работает. Одним из последних примеров подобной литературы стала книжка Е. Мельникова "Строим метро", в которой рассказывается о строительстве новосибирского метрополитена. Книжка вышла в 1983 году, а спустя пару лет и в самом деле открыли первые станции метро в Новосибирске. Давайте посмотрим, как Мельников рассказывал юным читателям о проектах и первых успехах метростроя.

Обложка книги. Западно-сибирское книжное издательство, 1983. Художник - Александр Шуриц.
Обложка книги. Западно-сибирское книжное издательство, 1983. Художник - Александр Шуриц.

Автор с самого начала уверен, что читатель точно знает, что такое метро и наверняка слышал о метро в Москве или других столичных городах, и отмечает, что для детей уже написано очень много книг о метро. "А вот о том, как строят первое в Сибири метро, рассказывают только в газетах или журналах. А книжку для ребят еще не написали. Вот я и попробую это сделать". Вот такая логика: раз об этом пишут в СМИ, значит должна быть и детская книга на эту тему. Сегодня познавательные книги для детей редко создаются из этих соображений, разве что книги научно-популярные. А вот книг о местной индустрии и местном сельском хозяйстве не появляется, это значит, что современные дети не смогут почитать о том, кем им работать и чем заниматься в регионах Сибири в будущем. А ведь важно раскрывать те возможности, которые регион даст будущим взрослым. (Добавим, что сегодня не обязательно, конечно, делать это с помощью книг, но и про них забывать не стоит.)

Иллюстрация из книги, это форзац. Художник - Александр Шуриц
Иллюстрация из книги, это форзац. Художник - Александр Шуриц

Далее автор напоминает об истории Новосибирска и его общественного транспорта. Мельников отмечает, что Новосибирск - молодой город, и единственный "Метрополитен", который был в нем ранее, это гостиница, работавшая еще до революции. Правда в то время ездили только на извозчиках или пешком. Лишь в 1926 году в Новосибирске появился первый автобус, а в 1934 году от вокзала по улице Челюскинцев до центра поехал первый трамвай (сейчас там трамвай не ходит). В 1957 году появился троллейбус. А вот сегодня, то есть в 80-е годы ХХ века, о которых написана книжка, "народу в городе все больше и больше". Дальше автор делится разной впечатляющей статистикой, из которой читатель может сделать два вывода:

  • Новосибирск - огромный город, который постоянно растет и развивается;
  • Новосибирску очень нужно метро.

Процитирую этот фрагмент текста, написанный в 1983 году:

В нашем городе живет почти миллион четыреста человек.
По площади Новосибирск занимает в стране третье место, после Москвы и Ленинграда.
Длина проспектов и улиц города больше тысячи четырехсот километров. Огромное расстояние.
А автобусы одного маршрута могут перевезти за час всего шесть-семь тысяч человек, троллейбусы - девять тысяч, а трамваи - двадцать тысяч человек. Вот и приходится долго стоять на остановках (...)
Специалисты подсчитали, что в 1985 году каждый житель Новосибирска воспользуется городским транспортом 650 раз!
К 1986 году в городе будет жить полтора миллиона человек, и за год поэтому нужно будет перевезти 995 миллионов пассажиров. Вот какая сложная задача!
И решить эту задачу поможет МЕТРО.
Перекрестков под землей нет. Голубые вагоны помчатся по тоннелям со скоростью 75 километров в час.
В каждом вагоне может ехать триста пассажиров.
За один час поезда метро могут перевезти около 100 тысяч человек.
Метро - самый скоростной, самый удобный, самый дешёвый, да-да, самый дешёвый - за пятак по любому маршруту, в любой конец!

Так автор убедил читателя в том, что метро городу совершенно необходимо и перешёл к рассказу о его строительстве.

Иллюстрация из книги, художник - Александр Шуриц
Иллюстрация из книги, художник - Александр Шуриц

Сначала инженеры-проектировщики определяют, где метро особенно нужно и в каких из этих мест его можно проложить. Рассказывая об этом, автор книги знакомит читателя с городом и его устройством, указывает ключевые точки города. Все повествование выдержано либо в нейтральном, либо в комплиментарном духе. Лишь раз он сетует на то, что без метро мы "ездим без особого уюта, медленно, на ногах стоим, если сесть не удалось". Но в остальном-то в городе все прекрасно и замечательно.

Теперь позаботимся о студентах. Для того, чтобы стали они хорошими специалистами, им нужно вовремя успеть на лекции. Институтов в городе много. Расположены в самых разных районах. Как же быть? Да вот как: самый большой институт - НЭТИ, Новосибирский электротехнический институт. Там учится больше всего студентов. Рядом - Институт советской кооперативной торговли. Надо невдалеке построить станцию метро? Безусловно. Давайте так и сделаем. И назовем эту станцию "Студенческая".
Иллюстрация из книги. Художник - Александр Шуриц
Иллюстрация из книги. Художник - Александр Шуриц

Книжка сообщает нам, что было спроектировано три линии метро - Ленинская, Кировская и Дзержинская - с множеством станций. Первые сваи для будущей первой станции метрополитена ("Октябрьская", недалеко от ГПНТБ) начали забивать 12 мая 1979 года. Сегодня-то мы уже знаем, что в итоге было построено меньше половины от задуманного в 1970-1980-е годы. Сегодня новосибирское метро состоит лишь из двух небольших веток. Станцию "Спортивная", по всей видимости, достроят, а вот будут ли строить дальше - большой вопрос.

Иллюстрация из книги. Художник - Александр Шуриц
Иллюстрация из книги. Художник - Александр Шуриц

Мельников описывает, как специалисты строят станции метро и туннели, и одновременно делится, как ему самому непросто было разобраться во всем многообразии сложных инженерных проблем. Ему даже пришлось искать консультантов в НИИЖТе, то есть Новосибирском институте инженеров железнодорожного транспорта (сегодня этот вуз называется иначе). Получается, что автор не просто предлагает научно-популярный текст, разъясняющий какой-то вопрос, но и становится на одну ступень со своим читателем. Он как бы говорит ему: видишь, какие сложные штуки происходят в нашей с тобой современности. Я тоже сначала ничего не понял, но как раз рядом с нами есть люди, которые это понимают и могут помочь нам с тобой во всем этом разобраться. Эта позиция не только усиливала доверие читателя к автору, но и способствовала формированию позитивного образа современности у читателя-ребенка.

Пришел на факультет "Мосты и тоннели" и стал на несколько дней студентом. Читают преподаватели лекции, а я слушаю и записываю. На магнитофон. После лекций получил домашнее задание - прочитать два толстенных учебника. Прочитал. Потом была практика. Был на строительных площадках станций "Вокзальная" и "Студенческая". И на станции "Площадь Ленина", и на "Октябрьской". И по перегонным тоннелям ходил, и проходческий щит изучал.
Узнал очень много интересных вещей о необычной, сложной стройке. А чтобы написать даже такую тоненькую книжицу, надо знать очень много.
Иллюстрация из книги. Художник - Александр Шуриц
Иллюстрация из книги. Художник - Александр Шуриц

Далее Мельников описывает процесс строительства станций метро под землей, а отдельную главу посвящает строительству метро через Обь. Оказывается, не сразу решили, где строить тоннель, под рекой или над рекой. Также была идея использовать уже существующий Октябрьский мост через реку в качестве метромоста. Но в итоге решили строить специальный мост для метро, конечно, не какой-нибудь, а тоже самый особенный: "Вместе с левобережной эстакадой длина моста будет два километра. Никто в мире таких метромостов еще не сооружал".

Сибиряки на станции "Сибирская" в прекрасном новосибирском метро будущего. Иллюстрация из книги. Художник - Александр Шуриц.
Сибиряки на станции "Сибирская" в прекрасном новосибирском метро будущего. Иллюстрация из книги. Художник - Александр Шуриц.

Завершается книжка про новосибирское метро вдохновляющей историей про пионеров. Оказывается, автор книжки много лет использовал для тренировок вместо штанги кусок старой рельсы. А пионеры решили ее утащить. Автор возмутился, мол, зачем она вам? А пионеры говорят, мол, собираем металлолом для строительства метро, будут из него рельсы делать.

И теперь этим добрым делом занимаются все пионеры нашего города. Я не знаю точно, сколько они уже насобирали, но уверен - стараются вовсю. И в день открытия метро помчатся по пионерским рельсам голубые вагоны. И на каждой станции в них будут входить ребята в алых галстуках.
А на одной из остановок машинист метропоезда обязательно объявит:
- Осторожно! Двери закрываются! Следующая станция "Пионерская"!
Будет когда-нибудь и такая станция.
Обязательно будет.

На обороте обложки художник книги, талантливейший Александр Шуриц, изобразил схему будущего новосибирского метро. Сейчас это, конечно, достояние истории и не более того. Новосибирское метро пока еще не стало таким замечательным, каким его на заре строительства описал автор детской книжки.

#сибирский текст #литература для детей #советские книги #детские книги ссср #читает_шафферт #новосибирск #сибирь