Найти тему
Минобрнауки России

Своих не бросаем! Как в годы войны Сыктывкар спасал эвакуированный карельский вуз

Оглавление

Каждый день в лентах российских университетов выходят сотни историй о том, какой ценой дались отечественной высшей школе четыре года войны, сколько жизней студентов, преподавателей, академиков было отдано за то, чтобы в мае 1945 года раздалось такое долгожданное «Победа!».

Сегодня в нашей рубрике история из тыла — с сурового Севера, из Республики Коми, где нашел приют Карело-Финский университет (сейчас Петрозаводский госуниверситет) и где будущий Сыктывкарский госуниверситет им. Питирима Сорокина показал, что значит настоящая дружба.

Эшелон в никуда

Война не оставила от зданий Карело-Финского университета камня на камне: в ходе боевых действий были уничтожены университетское и библиотечное здания. Но это случилось чуть позже, а летом 1941 года, когда фронт стремительно приближался к Петрозаводску, самым верным решением была эвакуация вуза.

Погрузив в вагоны 514 ящиков оборудования, книг, экспонатов геологического музея — все то, что было необходимо для работы вуза в тылу, состав отправился в путь. Те, кто ехал в том поезде, потом рассказывали, что главной задачей было выехать из зоны боевых действий. Однако долгое время оставалось неясным, каков конечный пункт эшелона.

В Ярославле путников пересадили на баржу. Там же пришла информация, что принять университет готов Коми пединститут, сегодня это Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина. Несмотря на все трудности военного времени, единственный в Коми АССР вуз продолжал работать. Окруженный со всех сторон неприступной тайгой, расположенный в глубоком тылу, Сыктывкар оказался подходящим местом, чтобы продолжить научный и образовательный процесс. Так началась история большой дружбы и сотрудничества двух вузов.

Все для фронта!

Гости и хозяева расположились в единственном институтском корпусе. В первую половину дня занятия проводили для студентов института, во вторую — для учащихся университета. Так продолжалось на протяжении трех лет, с осени 1941 и до июля 1944 года.

Временный «симбиоз» двух вузов дал значительный рывок для развития научного потенциала северной республики. В военные годы научно-исследовательская деятельность была ориентирована на потребности обороны страны и задачи народнохозяйственного развития. Так, петрозаводские ученые-геологи проводили разведку запасов полезных ископаемых на территории Коми АССР и в Приуралье. Сотрудники кафедры физиологии растений изучали морозостойкость картофеля, акклиматизацию табака и сахарной свеклы в условиях Севера.

О времени совместной работы преподаватели вузов вспоминали, как об активном и плодотворном этапе жизни. Многие преподаватели, как и студенты института, ушли на фронт, но число первокурсников ежегодно возрастало на 100 человек. Учиться в Сыктывкар ехали выпускники школ со всего региона, а также из Архангельской, Кировской, Вологодской областей.

-2

Без выходных и каникул

В числе приоритетных был вопрос помощи фронту. Измученные недоеданием педагоги и студенты умудрялись собирать деньги для изготовления танковой колонны и самолетной эскадрильи Красной Армии. Так, к концу 1941 года представители двух вузов передали на эти цели 170 рублей деньгами и 5000 рублей облигациями.

А еще студенты активно сдавали кровь, прокладывали дороги, разгружали баржи, подвозили топливо для членов семей фронтовиков, добывали дрова для институтских печей и общежития.

«Зимой мы — студенты и работники института — еженедельно устраивали субботники. Отправлялись за реку к местам сплавных работ и выкалывали вмерзшие в лед бревна. Тут же распиливали их и отвозили к институту на санках, куда впрягали единственную лошадку», — вспоминала управделами института Тамара Корычева.
-3
«Работали по 12 часов в сутки. Иногда сил не хватало, багры перевешивали, и хрупкие девчушки сваливались прямо в ледяную воду. Быстро выплывали и, едва обсушившись, продолжали адский труд. И, вы знаете, абсолютно никто не роптал. Все понимали: работать в тылу, кроме нас, некому», — рассказывала о студенческой жизни в годы Великой Отечественной войны выпускница исторического факультета Коми пединститута Раиса Попова.

Работа не прекращалась даже в дни каникул: сразу после окончания сессии студентам вручали повестку на сплавные работы, где студенты заменяли ушедших на фронт рабочих-сплавщиков. За день работы студентам выдавали 800 грамм хлеба, который съедался мгновенно.

«Историческая память — это фундамент преемственности поколений в любом государстве. Без знаний о прошлом своей страны и благодарности предкам невозможно представить будущее. В СГУ им. Питирима Сорокина память о преподавателях, студентах — участниках Великой Отечественной войны мы бережно сохраняем в университетском музейном комплексе. В последние годы активно переводим в цифровой формат документальные архивы военных лет. Это настоящая летопись всех 1418 военных дней, на протяжении которых продолжал обучать студентов, вести научную деятельность наш вуз-прародитель. Сегодня нам — наследникам Великой Победы — особенно важно не допускать инотолкования исторических событий. Во многом от нас с вами зависит то, что узнают о героической обороне Брестской крепости, Сталинградской битве и блокаде Ленинграда наши потомки. Истина, честность были и остаются теми непреходящими ценностями, которые не теряют актуальности из века в век», — уверена ректор СГУ им. Питирима Сорокина Ольга Сотникова.