Найти тему

Как неукротимая Энн за правду боролась

Иногда судьба реального человека даст фору любому роману или фильму. Смелая южанка, подобно Скарлетт О’Хара, не хотела больше голодать. С превратностями судьбы и житейской несправедливостью она справлялась не только смело, но и весьма нестандартными способами. Однажды она в буквальном смысле оставила без штанов американского президента!

В 1769 году где-то в американской глубинке родилась Энн Ньюпорт, будущая писательница, первая американская журналистка, «заноза в заднице» безалаберных чиновников, а еще умница, красавица и просто очень смелая женщина. Отец Энн был фермером, который в годы войны за независимость оставался сторонником короля. Политические взгляды стоили ему всей его земли, и семья вынуждена была переехать в Пенсильванию. Первые годы жизни Энн провела в хижине размером 2 на 3 метра, в которой места хватало лишь на кровать, стол и 4 табуретки. Когда отец умер, мать повторно вышла замуж, но отчима вскоре убили индейцы (по другой версии от рук индейцев погиб родной отец Энн. Во второй раз потеряв главу семейства, мать и дочь отправились в городок Стонтон в Вирджинии, на тот самый рабовладельческий Юг, который так красочно описан в романе «Унесенные ветром». В Вирджинии шестнадцатилетняя Энн вместе с матерью устроилась работать прислугой в дом Уильяма Роялла , состоятельного фермера, а также ветерана войны за независимость, масона и прекрасно образованного человека. Уильям Роялл был поклонником Вольтера и убежденным противником рабства, который сам освободил всех своих рабов. Когда именно между хозяином и служанкой завязался роман, сказать трудно. Но достоверно известно, что Уильям, который был старше Энн на 20 лет, решил дать ей образование и познакомил со своей обширной библиотекой. В 1797 году пара поженилась и счастливо прожила следующие 15 лет. В 1812 году бравый майор Роялл скончался, и главной наследницей была объявлена вдова, однако остальных его родственников такой расклад не устроил, и началась нудная судебная тяжба, длившаяся долгих 7 лет. Они попытались аннулировать брак и отменить завещание. В конце концов, добиться отмены завещания им удалось, и в результате вдова осталась ни с чем. Не дожидаясь завершения тяжб, Энн продала дом и часть земель, а затем отправилась в путешествие по южным штатам. Из Алабамы она написала множество писем своему другу адвокату Мэтью Данбару. На основе их она позже решила издать серию книг. Вообще женщины, пишущие книги, не были такой уж диковинкой. Но сочиняли они в основном сентиментальные романы, которые читали на досуге другие женщины. Энн Роялл подобные глупости не интересовали. Она писала о том, что видела и слышала, рассказывала о быте и нравах, а заодно едко высмеивала коррупцию, взяточничество, глупость и равнодушие чиновников, создавала весьма остроумные портреты современников. Первую книгу она издала в 1826 году – «Путешественница: Очерки истории, жизни и нравов в Соединенных Штатах» (1826). Публике творчества Роялл понравилось (за исключением чиновников и власть имущих, естественно), но денег все равно не хватало.

портрет Джона Куинси Адамса, шестого президента США
портрет Джона Куинси Адамса, шестого президента США

Еще в 1824 году неукротимая Энн решила обратиться за положенной ей пенсией. Формально вдовы военных на пенсию право имели, вот только на практике чиновники относились к ним наплевательски. В итоге многие женщины, устав от унизительной волокиты с бумагами, так и оставались без поддержки государства. Когда очередной крючкотворец оставил ее прошение без ответа, Энн решила достучаться до самого президента. Но попасть на прием к нему оказалось тем более невыполнимой миссией. Другие бы опустили руки, но ведь потому они и не вошли в историю. Рассказывали, что, отчаявшись пробиться в кабинет президента, она пошла на хитрость. Она узнала, что глава государства по утрам любит купаться. Ничто человеческое не чуждо и главе государства, и это было, пожалуй, единственное время, когда он был без сопровождения. Когда после очередного заплыва в реке Потомак почтенный Джон Куинси Адамс направился к берегу, он увидел, что на ворохе его одежды сидела женщина, которая к тому же заявила, что не отдаст его вещи, пока тот не выслушает ее и не ответит на все вопросы. А рассказать ей хотелось о многом, например, о том, что вдовам приходится самим собирать подтверждения о том, что их мужья вообще где-либо служили, потом отправляться с ворохом бумаг в Конгресс, и нередко все равно можно было пенсию так и не получить. Сначала Адамс был поражен дерзкой выходкой, но мерзнуть в воде или отправляться голышом домой столь уважаемому человеку не хотелось. Пришлось и выслушать, и на вопросы ответить. Эта необычная встреча считается первым в истории настоящим интервью с президентом. В итоге в запутанное законодательство внесли изменения. Правда, окончательно вопрос с пенсиями вдовам был решен только через 20 лет. Президент не только отнесся к эксцентричной выходке с пониманием, но и пригласил смелую просительницу в гости, а первая леди даже подарила ей шаль. Правда, документальных подтверждений истории с отобранной одеждой нет, зато свидетельств дружеского расположения президента к Энн предостаточно.

Вашингтон в 19 веке
Вашингтон в 19 веке

Позже Энн вернулась в Вашингтон, и ее ждало новое скандальное происшествие. Она поселилась рядом со знаменитым Капитолийским холмом. Рядом находилась пожарная часть. Некоторые помещения этой части, выстроенной на казенные деньги, занимала пресвитерианская община. Энн начала задавать резонные вопросы на тему того, на каком основании по сути секта безвозмездно пользуется госсобственностью. Энн вообще скептически относилась к религии вообще, и к данной организации в особенности. В итоге сектанты то пытались обратить ее в свою веру, то закидывали ее окна камнями. А секретарь Конгресса (таки да, среди них были высокопоставленные лица) однажды даже начал демонстративно молиться под ее окнами. В итоге миссис Роялл в весьма доходчиво объяснила этим господам, что о них думает. Одного из столпов местного общества она публично назвала «проклятым старым лысым сукиным сыном», и в результате попала под суд за сквернословие. Надо заметить, что хотя закон о запрете сквернословия существовал с давних времен, но на практике применялся крайне редко. Наказание было весьма странным – осужденных приговаривали к «утиному стулу». Матершинника привязывали к стулу, крепившемуся к длинному шесту, а затем публично окунали в пруд. Правда, применить данное наказание не рискнули и заменили штрафом в 10$, по меркам того времени довольно существенная сумма. Его за нее заплатили два репортера местной газеты. После этого скандала Энн уехала в очередную поездку по Югу, чтобы собрать материал для новых книг.

печатный станок 19 века
печатный станок 19 века

В 1831 году Энн вернулась в Вашингтон, тогда кстати небольшой грязный городишко, окруженный болотами, с дешевыми по американским меркам домами и с 15 000 жителями. Один из таких скромных домиков она и арендовала до конца жизни. В том же году Энн Роялл в очередной раз удивила общественность: она установила в своем доме печатный станок и начала издавать еженедельную газету под названием «Пол Прай». Газета специализировалась на расследованиях, разоблачениях, и особенно доставалось от нее коррумпированным чиновникам. «Пол Прай» состоял из статей смой Роялл, выдержек из других газет, рекламных объявлений, писем читателей и ее ответов. Врагов после этого только прибавилось, в том числе высокопоставленных. Когда под давлением кого-то из них почтальоны по всей стране отказались доставлять газету подписчикам, она в отместку опубликовала список тех самых почтальонов, что отказались выдавать газету подписчикам. Рассказывали, что однажды Энн предложили 1000$ за то, чтобы она не напечатала очередное разоблачение, но она ответила, что не продается. В 1836 году она переименовала газету в «Охотница». Газет выходила 20 лет. Примечательно, что свою заслуженную пенсию Энн Роялл смогла получить только в 1848 году в виде единовременного пособия. Однако половину этой суммы из-за прорех в законодательстве смогли отобрать ненасытные родственники давно почившего мужа. После погашения всех долгов и оплаты текущих расходов у «охотницы» за коррупционеров осталось всего 10$. Семь из них она отдала своей верной подруге и помощнице Салли Стэк. В 1854 году газета была закрыта, а через три месяца скончалась и сама неукротимая Энн Роялл.

#история #сша #газеты #судьба человека #истории из жизни #реальная история #сми #расследования