Найти в Дзене
Ярославна

Иван Порфирьевич Горбачев

Иван Порфирьевич Горбачев.
Иван Порфирьевич Горбачев.

Опубликовано в газете "Маяк" 7 мая 2005 г.

Юность в фашистских застенках

Иван Порфирьевич Горбачев не участвовал в Великой Отечественной войне, но войну познал достаточно. Его юные годы прошли в застенках концлагеря Германии.

Горбачев родился в 1925 году и жил со своими родителями, сестрой и четырьмя братьями на ст. Свесса Ямпольского района Сумской области. Эта область оказалась оккупированной немцами уже в сентябре 1941 года. В тылу начали организовываться партизанские от­ряды. Ушел в партизаны старший брат Николай.

А с 12 октября началась новая жизнь и у Ивана. Его схватили полицаи и вместе с другими, такими же 15-16-летними подростками, угнали в Германию. Целый эшелон юных узников прибыл в Магдебург, и там их, как рабов, вывели на продажу. Подошел пожилой немец, осмотрел каждого, подобрал себе 16 здоровых ребят, купил их и повез в свое хозяйство. Поселил в сарае, дал по кусочку хлеба с маргарином и чай. Все легли спать. Наутро не досчи­тались одного парня — сбежал. А вечером хозяин сообщил, что его поймали за 12 километров от села и расстреляли. 15 оставшихся проработа­ли две недели на уборке картофеля, а в начале ноября хозяин отвез их на военную фаб­рику в г. Зальцведель. Ребят сначала поселили в под­валы, расположенные на территории фабрики, а затем — в большой лагерь, где находились русские, белорусы, укра­инцы, французы, бельгийцы, поляки и другие пленные. Кормили плохо, есть хотелось всегда.

Иван Горбачев проработал три дня на упаковке патронов в ящики, а потом его отправили в подвал, весь внут­ри выгоревший от пожара, где была лаборатория для испытания патронов. Сначала убирал после пожара черную грязь, копоть, не полностью сгоревший войлок, который предназна­чался для звукоизоляции в помещении во время про­ката пулемета. Потом немец-инвалид, который знал немного русский язык, стал учить Ивана, как проводить стрельбу из пулемета, чтобы отсортировывать патроны. Брались пробы от определенных партий патронов, закладывались в ленту и ставились в каме­ру холода —60° и камеру жары +60° на 4 часа. Затем эту ленту выстреливали из пулемета. После стрельбы на мишенях проверялась кучность пробоин, сортировались гильзы, по которым женщины-проверяющие судили о качестве патронов. Если гильзы лопались и застревали в стволе, патроны взры­вались, то это был дефект, который навсегда выводил пулемет из строя. Всю партию патронов надо было браковать.

Иван знал, что пули, которые изготавливались на этой фабрике, летели в его соотечественников, сражавшихся на фронте, и главной его мечтой было помешать замыслам фашистов. А тут и представился случай. Когда немец-инвалид заболел, Горбачев остался один в подвале и получил возможность браковать не только плохие, но и хорошие патроны, подсовывая для проверки образцы из некачественной партии. Опасность разоблачения была всегда. Риск большой. Но Горбачеву удалось таким образом забраковать миллионы патронов, и они не попали на фронт.

Ко­нечно, сейчас об этом легко говорить, но тогда это было страшно.

В 1944 году, когда был открыт второй фронт, со стороны аме­риканцев, англичан начались массовые бомбежки всей Германии. Разбомбили и концлагерь, и фабрику. Погибло много людей. Оставшихся в живых развез­ли по Германии.

Иван Горбачев оказался в группе из 60 человек, которых отвезли в Альпы недалеко от Швейцарии, сначала в город Кирхгайм, а затем — в горы, за 18 км, где пла­нировали строить какой-то завод. Были подготовле­ны два домика, а между ними кухня — два котла. Работали на каменном карьере, дробили камни, сортировали щебенку, заливали фунда­мент, строили дороги.

В начале мая 1945 года был такой случай. После очередного взрыва в карьере с горы слетел камень и попал Ивану в голень левой ноги, повредил кость. Иван не смог работать и лег на койку в бараке. В это время началась бомбежка. Бомба проби­ла крышу, потолок и попала под котел кухни, но не разорвалась. Иван кое-как сполз с койки и выбрался на улицу. Долго не мог опомниться. А бомба так и не взорвалась — Бог уберег молодую жизнь. Когда нога немного поправилась, Иван и еще трое ре­бят убежали в горы, спрятались в пещеру и си­дели там, даже не подозревая, что война уже кончилась. Утром 12 мая, изголодавшись, они вышли из пещеры на тропинку. Увидели, что кто-то машет рукой. Это были американцы. Они угостили ребят шоколадками. А затем подоспели и русские солдаты, которые подбирали всех, кто остался в жи­вых. Ребят привезли в Кирхгайм на сборный пункт, где они прошли фильтрацию, а затем отправили на Родину. Так закончились страшные 930 дней, которые Иван Горбачев провел в проклятых зас­тенках Германии.

Удивительный случай произошел с Иваном по дороге домой! В Братиславе он неожиданно на улице встретил родного брата Николая, который после партизанской деятельности оказался на фронте и стал комсоргом батальона. Радости не было конца! Начиналась новая, мирная жизнь, но пережитые ужасы Иван Порфирьевич помнит всю жизнь.

Елена Степина.

#наши ветераны #великая отечественная война #узник фашистских лагерей #Малоярославец #Свесса #Магдебург #Кирхгайм #братислава