Найти тему
LADA Niva Documentary ©

Опубликована уникальная архивная статья о ВАЗ-2121 "Нива"

Сегодня мы впервые публикуем уникальный газетный материал - статью в №40(992) многотиражной отраслевой газеты "Волжский автостроитель", напечатанный 7 апреля 1977 года, спустя только 2 дня после начала серийной сборки автомобиля "Нива". Оригинал газеты был найден и сохранеен благодаря энтузиастам LADA History. Статья замечательна тем, что в ней достаточно подробно описываются непростые события, предшествовавшие финальному сходу "Нивы"с конвейера Волжского автозавода. А также упоминаются многие ранее не известные фамилии спецалистов-участников пилотной сборки. Сохранена оригинальная пунктуация газетного материала.

Страница газеты "Волжский автостроитель" со статьей
Страница газеты "Волжский автостроитель" со статьей

Так уж повелось, что ВАЗ никогда не знали тихой, спокойной жизни. Автостроители покоряли одну вершину, но вслед за этим их ждало новое восхождение. Два года назад "горячей точкой" завода стал корпус 062 - колыбель автомобиля повышенной проходимости для тружеников села ВАЗ-2121. Эти два года были периодом большой стройки. Поднимался корпус, монтировалось оборудование, люди работали на строительстве, не считаясь со временем. А в производствах в это время осваивали технологию выпуска нового автомобиля, готовили детали для сборки первенца. Все это делали ради того, чтобы 5 апреля автостроители снова могли сказать: мы сдержали слово, есть первый автомобиль ВАЗ-2121. Этому дню предшествовало особенно напряженное время. 2 апреля сборщики приступили к изготовлению основных узлов: раздаточной коробки, поперечиной передней подвески с тормозами в сборе. Комплектующие для этих узлов делали в цехах шасси-3 и шасси-4, а сборку впервые осуществили рабочие корпуса 062. Причем право участвовать в ней завоевывалось в социалистическом соревновании. Молодые рабочие корпуса Василий Дивнов, Михаил Кожанов, Василий Немтин, Александр Жабин и Витор Брайон вышли победителями этого соревнования. Им доверили сборку раздаточной коробки. И молодые рабочие сделали все от них зависящее, чтобы изготовить узел в срок.

Все были охвачены единым стремлением: выполнить обязательство, первый автомобиль должен сойти 5 апреля! Три дня собирали поперечину передней подвески. Более суток не выходили из корпуса Григорий Игнатьевич Колб и Юрий Михайлович Данилов. На помощь сборщикам корпуса 062 пришли их товарищи из цехов шасси-1 и шасси-2. В процессе работы приходилось преодолевать немалые трудности. Например, при сборке выяснилось, что ступица передней подвески поступила с большим отклонением. Что делать? Времени на возврат и переделку детали в КВЦ не было. И тогда за токарный станок встал наладчик цеха шасси-1 Николай Иванович Попов. И не ушел до тех пор, пока не довел ступицу, как говорится, до нужной кондиции.

Бок о бок со сборщиками узлов напряженно работали сварщики кузова первенца: А. Н. Столяров, А. С. Пантелеев, В. С. Губин, А. Ф. Новиков и их товарищи. Эти рабочие строили корпус 062, сменив на время комбинезон сварщика на спецовку строителя. А 2 апреля они с волнением приступили к изготовлению кузова.

- Волнение это понятно, - сказал начальник участка сварки кузовов Юрий Иванович Росланов, — ведь это совершенно новый автомобиль, следовательно, технология его изготовления тоже иная. Поэтому все сварщики кузова, так сказать, на ходу постигают азы и набираются опыта. Учеба эта, я считаю, идет успешно...

Да, успешно. И потому в первый же день выпуска нового автомобиля в корпусе 062 появился лозунг «Автомобилю БАЗ-2121 - рабочую гарантию». Это свидетельство уверенности в своих силах и хорошего, рабочего оптимизма.

5 апреля эстафету взяли в свои руки слесари сборочного конвейера корпуса 062. На них в этот день, без преувеличения, смотрел весь коллектив завода, потому что именно они, сборщики, должны были аккумулировать долгий и нелегкий труд автостроителей в новом автомобиле. Восемь бригад осуществили сборку первенца.

Очень хорошо справилась со своей задачей бригада Валерия Рачука, которая осуществила сборку узлов шасси и двигателя. В рядах сборщиков в этот день были ветераны завода, собиравшие первый автомобиль марки ВАЗа. Это, например, Юрий Павлович Юдичев. Он перешел в корпус 062 из цеха № 45-3. Перешел по зову сердца, отлита о понимая, что здесь, как нигде, нужны его опыт, его знания.

Владимир Котенев тоже перешел в корпус 062 и» цеха № 45-3. Четыре с половиной года он работал на главном конвейере слесарем-дефектчиком. А когда услышал, что нужны рабочие на строительство корпуса 062, не задумываясь сделал выбор. Он пришел на стройку в пору «большого бетона». Работал наравне со строителями, участвовал в монтаже оборудования, теперь Котенев - звеньевой на конвейере. Анатолий Загладышев тоже прошел через все эти этапы: строительство корпуса, монтаж оборудования и, наконец, сборку первенца.

- Конечно, в цехе № 45-3, где я до этого работал, было бы легче и спокойнее, чем здесь, — сказал Анатолии. — Но я не жалею, что пришел сюда. Все-таки это здорово: своими руками строить корпус, а потом в нем работать...

И вот этот торжественный миг, ради которого в корпус пришли сотни автостроителей, наступил. 15.35. Первый автомобиль ВАЗ-2121, освобожденный от подвесок конвейера, делает «первые шаги». И напутствием ему были дружные аплодисменты и радостное «ура!» Начался митинг.

Об одержанной трудовой победе говорили секретарь парткома СКП В.В.Калаев, жестянщик В.И.Бирюков, слесарь В.И.Павлов, секретарь парторганизации СКП в корпусе 062 Б.М.Шевченко.

- Первая опытная партия автомобилей ВАЗ-2121 была выпущена в канун открытия XXV съезда КПСС, — сказал на митинге главный инженер СКП М.Н.Годзинский. - За этот год инженерно-технические работники завода провели большую работу по совершенствованию конструкции автомобиля. Испытатели дали ему высокую оценку. Сегодня мы сделали первый шаг к освоению проектных мощностей. Мы благодарим металлургов, прессовщиков, механосборщиков, коллектив корпуса вспомогательных цехов за настоящую, большую помощь. Первая автомашина сошла, но предстоит еще много сделать для отработки технологических процессов...

Итак, автомобиль ВАЗ-2121 берет разбег. Автостроители держат слово, данное партии и народу.

Т. КОЛЬЦОВА.

НА СНИМКАХ: есть первый автомобиль ВАЗ-2121! Слесарь-сборщик В. Котенев. Комсомолка Н.Круглова - тоже участница незабываемого события.

Фото В. Краснова.

17/05/2022 Ю.Е.Е.