Сегодня я решила рассказать про одного удивительного творца. Именно «творца», так как его произведения не ограничивались только одним видом искусства. Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680 гг.).
Творчеству Бернини можно посвятить ни одну статью. Поэтому я буду постепенно и подробно о нем рассказывать.
Скульптура, архитектура, живопись, театрально-декоративное искусство — чем только не занимался Бернини. Он родился и творил в Италии в эпоху барокко. Однако, когда успех разошелся на всю Европу, заказы начали поступать из разных стран.
Несколько публикаций назад, я рассказывала про популярность картины Рубенса среди его современников. Так вот Бернини тоже был звездой, причем очень молодой — в 25 лет он имел известность и успех.
Сегодня я предлагаю рассмотреть только одну его работу. И, признаюсь честно, по всем канонам лекций искусствоведов, рассказ о Бернини начинают точно не с неё. Однако я все же хочу нарушить «привычные рамки» и показать вам удивительную скульптуру.
Аполлон и Дафна
В основе сюжета — сцена из поэмы «Метаморфозы» древнеримского писателя Овидия. Аполлон, сын Зевса, был страстно влюблен в Дафну, дочь земли Геи и речного бога Пенея. После многочисленных отказов со стороны прекрасной дамы, Аполлон не сдавался, а скорее наоборот — испытывал более сильные чувства.
Дафна же сохраняла целомудрие и намеревалась оставаться безбрачной, поэтому такая вовлеченность сына Зевса ее пугала.
В скульптуре запечатлен момент, когда Аполлон догоняет Дафну, а она просит помощи у отца, чтобы тот спрятал ее, поменял облик. Так Дафна превращается в лавровое дерево. Аполлон долго обнимал дерево и сделал его «любимчиком», поэтому в его изображениях на голове часто красуется лавровый венок.
Что делает Бернини?
Он мастерски изображает двух героев в момент кульминации события! Еще и с такой динамикой! Пластика, эмоция — все это складывается в единую картину, чувственную и неповторимую. Скульптор показывает мгновенное действие, сохраняя при этом все детали, отражая их в лицах. Особенно интересно, как Бернини работает с мрамором, полируя его до максимальных бликов, которые, в свою очередь, придают скульптуре живость и динамику.
Спешу отметить: когда Бернини работал над скульптурой «Аполлон и Дафна», ему было 26 лет.
Смотрю на эту работу и у меня возникает ощущение «Ах…» и «Ох…», в частности от того, как тонко Бернини показывает превращение.
Не буду много говорить, все и так видно на фото. Листайте галерею, там много деталей)
Как вам такая скульптура? Какие чувства вызывает работа Бернини? Интересно ваше мнение, поэтому с радостью порассуждаю с вами)
До новых культурных встреч!
Жду вас в моем Telegram-канале, где я говорю про искусство и культуру, а также публикую последние новости из мира искусства.