Итак, моя трудовая деятельность на урановом карьере на Прикаспийском горно-металлургическом комбинате продолжалась. В процессе работы по разным причинам случались дорожно-транспортные происшествия, которые приводили иногда к печальным результатам, а иногда случалось чудо. Вот об одном из них и хочу рассказать. При разработке карьера вдоль нерабочих бортов, иногда при врезке в новый забой появлялись сдвоенные уступы. И если обычная высота уступа где-то 12,5 м, то сдвоенный уступ был 25 м. И вот так случилось, что у одного экскаватора ширина уступа, на котором он располагался, была небольшой, так как нижестоящий экскаватор его подрезал. Этот долго стоял на ремонте, а нижестоящему ведь надо работать, вот он и подрезал уступ. В результате водителям приходилось совершать много маневров, чтобы стать под погрузку на ограниченной по ширине площадке. В бригаде водителей этого экскаватора работало двое родных братьев Дорониных. Один был колоритный мужик, а второй худенький и поменьше ростом. Но парни были работящие, знающие своё дело. Как-то летним вечером, во вторую смену, я был на своём участке, и тут прилетает весть, что БелАЗ упал с уступа. При разгрузке БелАЗы часто уходили в отвал, потому что водители подъезжали близко к краю бермы-бульдозеров катастрофически не хватало, чтобы сталкивать в отвал грунт, который по правилам ведения горных работ следовало выгружать на отвале. Но тогда работа бы встала, так как вся площадка отвала была бы завалена грунтом и водителям просто невозможно было бы заехать на отвал, развернуться и разгрузиться. Одни БелАЗы просто съезжали в отвал так, что виднелись только передние колеса, другие заваливались набок, некоторые бесстрашные хлопцы просто съезжали задним ходом на нижний горизонт отвала, если там была площадка и дорога. Одним из таких бесстрашных был Лёха Киселёв. Отвалы старались не задваивать, потому как высота отвала в таком случае превышала бы 30 метров, и была высока вероятность обрушения бермы отвала. И вот младший Доронин, выезжая уже груженным из под экскаватора, не справился с управлением-возможно, колдобина попалась под колесо и руль вырвался из рук, и БелАЗ упал с горизонта на нижний горизонт. А высота была 25 метров. БелАЗ в воздухе выполнил фигуру высшего пилотажа под названием «бочка». Вот в галерее её схема, только вместо самолёта был груженный БелАЗ общим весом под 70 тонн! Самое поразительное, что он не кувыркнулся, не завалился набок, а упал ровно и коснулся земли одновременно четырьмя колёсами! Удар был такой силы, что 12-цилиндровый двигатель оторвался от опор, подпрыгнул и встал на место! У водителя ни царапины! Услышав эту новость, я взял свободный БелАЗ (так как своего разъездного автомобиля на участке не было) и поехал посмотреть. Парень стоял в толпе водил, окруживших его, был в какой-то прострации, бледный, что-то отвечал односложно на вопросы и нервно курил. Думаю, до него ещё не дошло, что он второй раз родился! Его БелАЗ притащили тягачом в ремонтную зону. Потом последовали разборки, но в отношении парня никаких оргвыводов не последовало. Ведь его вины, по большому счёту, в произошедшем никакой не было.
Был ещё один чудесный случай, врезавшийся в память.
Так как карьер большой, расстояния от базовых участков, складов до экскаваторов по несколько километров, для перемещения ремонтников и оборудования использовали автомобили ГАЗ-66. По той простой причине, что у них большой клиренс (дорожный просвет, расстояние от земли до картеров мостов), который позволял ездить по глубоким колеям. Во все периоды года, за исключением зимы, при езде автомобилей по грунтовым дорогам поднималась пыль, которая снижала видимость, повышала вероятность ДТП, мешала дышать, поэтому поливочные автомобили на базе отслуживших своё БелАЗов выполняли пылеподавление. Грунт в карьере был глинистый. Когда шел дождь, вода в лужах пузырилась, как будто она была мыльная. Естественно, когда автомобиль ехал по политой дороге, его водило, заносило из стороны в сторону. По этой причине тоже случались аварийные ситуации. На экскаваторе ЭР-1250, который добывал урановую руду на самом нижнем горизонте карьера на глубине 95 м, случилась поломка, слесарь с правом управления Вова Коцарь, ростом под 190 см, спортсмен, волейболист, отвёз ремонтную бригаду на экскаватор и возвращался на базу участка по только что политой дороге. Его занесло (а на ГАЗ-66 это происходит легко), автомобиль перевернулся и упал в кювет. Кто сидел на водительском месте в ГАЗ-66, тот знает, насколько в нём тесно. Кабина была смята вровень с капотом. Но! Вова умудрился так съёжиться в кабине, что не сломал даже пальца! Спустя лет двадцать я спрашивал у него, как он умудрился уместиться в том объёме? На что отвечал-даже спустя столько лет сам не могу понять!