Найти тему

О «переходном» освещении

Освещение в парадных доходных домов Петербурга всегда, на мой взгляд, было настоящей головной болью столичных архитекторов. С одной стороны – климатические условия, с другой – очень плотная застройка постоянно растущего города. Дома довольно часто надстраивались, перестраивались, разделялись, расширялись… Да и границы участков, на которые необходимо было поместить максимум «доходных метров», иногда имели весьма затейливый профиль. Приходилось искать решения исходя из сложившихся условий и эти решения, порою, были весьма необычным…

 

Самое распространённое и простое решение – это различные по размещению и профилю окна, которые должны были собирать максимум «естественного света» в тесных столичных дворах. Часто, в ситуации «глухого» замкнутого пространства, использовали световой фонарь на последнем этаже, хотя при росте этажности это не всегда решало проблему. Были варианты освещения замкнутого пространства за счет застекленной «стены» между парадной и черной лестницами, на которой и размещались окна во двор. 

На прилагаемых фото представлен еще один весьма оригинальный подход. В данном случае основное, и довольно роскошное, освещение в парадной достигается за счет… щедро застекленных переходов из основного здания во флигель. Интересно и то, что сами переходы расположены не вровень с лестничными площадками, а между ними, что давало «дополнительный» свет сразу на два пролета. И такая «система» вполне себе успешно «работает» по сей день…Собственно говоря именно это и хотел показать.

-2
-3
-4

 

А сам дом… «Основной объем» здания довольно старый. Большой участок на углу Малого проспекта и 5-й линии Васильевского острова еще с 30-х годов позапрошлого века принадлежал состоятельному купеческому семейству Макаровых, которое зарабатывало очень неплохие деньги каботажным судоходством. «Новый дом» на этом месте были построен в 1869-м по заказу, руководившего в ту пору семейным бизнесом, купца 1-й гильдии Александра Ивановича Макарова. Автором проекта был Генрих Богданович Пранг - известный и уважаемый в столице, но не особенно «активный» в практике архитектор. Здание в стиле распространенной тогда «купеческой эклектики» было, по сути, его второй постройкой. 

-5
-6
-7

Владевшие этим участком и «строениями» более 70 лет Макаровы продали его только в 1910-м. Покупателем была супруга директора- распорядителя знаменитого акционерного общества «Строитель» - Григория Абрамовича Бернштейна – Софья Николаевна. В 1912-м именно по ее заказу была надстроена и расширена показанная на снимках и наиболее интересная левая часть здания, выходящая на 5-ю линию, а парадная приобрела столь оригинальные формы «обогатившись» еще и плиткой с «излюбленным рисунком» Бернштейна.

-8
-9

Автором «перестройки» стал Яков Германович Гевирц. Он много работал по заказам столичной еврейской общины и был весьма известен, как автор проектов наиболее заметных памятников на Преображенском еврейском кладбище. Впрочем и доходные дома он конечно тоже строил, а после этого здания стал активно работать для… АО «Строитель». К слову, Яков Германович и в дальнейшем был не чужд использованию оригинальных решений. При Советской власти он стал деканом архитектурного факультета Академии художеств. Умер Гевирц в блокадном Ленинграде в 1942-м…

 

Такая вот история.