29 июня 1929 года в последний раз собрался на свое заседание совет Московского вегетарианского общества, которому высший законодательный орган — Всероссийский центральный исполнительный комитет — приказал прекратить всякую деятельность. Самым примечательным в этом акте было то, что советская власть преследовала организацию вегетарианцев по тем же причинам, что и царская.
«Надо есть по-коровьи»
После публикации в 1878 году в журнале «Вестник Европы» статьи ботаника и педагога А. Н. Бекетова «Питание человека в его настоящем и будущем» к двум проклятым русским вопросам — «кто виноват?» и «что делать?» — добавился вопрос «как питаться?».
Опасаясь, что через несколько столетий человечеству будет трудно прокормить себя мясом, Бекетов считал, что нужно постепенно отучаться от животной пищи. «В Европе существует даже общество, поставившее себе задачей не только исключительно питаться растительною пищей, но и распространять то убеждение, что пища эта есть единственно естественная и согласная с природою человека. Члены этого общества называют себя "вегетарианцами" и, очевидно, верно оценили дело».
Профессору импонировали и убеждения зарубежных вегетарианцев в том, что убийство животных ради пищи не согласуется «с высшим проявлением человеческой природы» — гуманностью. «Любовь не только к одному человечеству, но и ко всему живому, даже ко всему, что входит в состав вселенной,— вот высшее проявление этого благороднейшего атрибута нравственно-развитого человека»,— писал Бекетов. И признаваясь, что он пока не вегетарианец, призывал современников начать бороться с вековым предрассудком, что человеку обязательно надо есть мясо.
С дискуссии вокруг этой статьи и началось распространение вегетарианских идей в России. Интерес к труду А. Н. Бекетова был столь велик, что вскоре его издали отдельной брошюрой. До 1890-х годов она была единственной книгой на русском языке о вегетарианстве. Но тот, кто владел английским или немецким языком, мог читать обширную зарубежную литературу и прессу на эту тему, выходившую в Европе и Америке с середины XIX века. Кто знал польский язык, тот зачитывался книгами врача К. Моэса-Оскрагелло. В его «Природной пище человека» были даже рецепты вегетарианских блюд. Но в основном в эти годы модные идеи вегетарианства распространялись устно.
Этические мотивы
Новый всплеск увлечения вегетарианством в России произошел после публикации в 1892 году в журнале «Вопросы философии и психологии» статьи Л. Н. Толстого «Первая ступень», в которой он призывал отказаться от мясной пищи — прежде всего по этическим мотивам.
Последователи графа Толстого принялись доказывать, что вегетарианство имеет древнейшие корни и многие из выдающихся мыслителей, ученых, писателей и художников не ели мяса. В пользу безубойного питания приводились самые разнообразные доводы — от результатов наблюдений примкнувших к вегетарианцам врачей до цитирования неизвестных российской публике зарубежных ученых, чьи аргументы не могли не вызывать изумления.
Эксцентричная пропаганда безубойного питания вызывала неприятие у немалой части подданных Российской Империи, и вегетарианцы превратились в излюбленную мишень для газетных фельетонистов и карикатуристов, постоянно высмеивавших их публикации и выступления на публике. Но вегетарианцы, несмотря на непрерывный град критики, продолжали стоять на своем и считали Толстого непререкаемым авторитетом и своим вождем. И с того времени для одних русское вегетарианство было именем Толстого освящено, а для других омрачено. Не все практиковавшие безубойное питание захотели ассоциироваться с толстовцами, которых многие считали религиозно-социальной антиправительственной сектой.
Читайте лучшие статьи «Коммерсантъ» на kommersant.ru
Когда возникла идея выпускать в Петербурге листок для вегетарианцев, издание не разрешили, потому что на его страницах предполагалось давать слово Л. Н. Толстому. А после выхода в свет его религиозно-философского трактата «В чем моя вера?», призывавшего жить вне церкви и без контактов с государством, власти старались не предоставлять лишней трибуны неугодному проповеднику. Крестьяне, под влиянием толстовцев во главе с В. Г. Чертковым, ближайшим другом и соратником писателя, не только становились вегетарианцами, но и отказывались служить в армии, платить подати, быть старостами, волостными судьями и т. д.
«В последнее время в России, так же как и в других странах, стали увеличиваться случаи отказов от воинской повинности по религиозным убеждениям,— писал Чертков в 1898 году.— В разных местах России был целый ряд единичных отказов; а на Кавказе, среди так называемых духоборцев, отказы эти приняли массовый характер».
На этом фоне слово «вегетарианство» воспринималось властями как синоним неблагонадежности. Во многих местах запрещалось устраивать беседы или читать лекции по вегетарианству.
В 1896 году в Москве начала работать частная вегетарианская столовая. В течение следующих десяти лет было еще несколько попыток открыть такие заведения, но они почти не приносили прибыли, и их закрывали, так как многие из решившихся стать вегетарианцами состояли в этих рядах лишь несколько дней или недель. Лишь в октябре 1909 года в Москве на деньги благотворителя, пожелавшего остаться неизвестным, открыли вегетарианскую столовую-долгожительницу. Наплыв посетителей был таким огромным, что в 1911 году столовую перенесли в арендованный особняк княгини Шаховской в Газетном переулке.
От дисциплинарных батальонов до тюрьмы
Пожертвование на столовую подтолкнуло московских вегетарианцев к практическим действиям по созданию организации. В феврале 1909 года был утвержден устав общества по образцу Петербургского, созданного в 1901 году. Вегетарианские общества существовали также в Варшаве, Киеве и Кишиневе. В Северной столице оно было основано врачами и профессорами, и они предпочитали заниматься научными вопросами. Открытием столовой общество озаботилось лишь в 1912 году, хотя в Петербурге жило около 2 млн человек, из которых десятки тысяч были студентами.
В руководстве многих вегетарианских обществ постоянно возникали трения из-за увлечения одних членов теоретическими вопросами, а других — вопросами практическими, то есть открытием и поддержанием столовых, хотя на деньги, которые приносили столовые, можно было печатать брошюры, ездить с лекциями и т. д. Так, на этой почве в 1912 году раскололось московское общество. «Теоретики» основали новую организацию — «Духовное пробуждение», в планах которой было предложить «этическим вегетарианцам» духовную пищу, сплотить вокруг себя людей, ищущих истину, способных участвовать в беседах на религиозно-философские темы, а не просто дешево питаться.
А в 1913 году уже ощущались изменения в отношении к приверженцам «социального вегетарианства» — толстовцам, отказавшимся от исполнения воинской повинности. Если в конце XIX — начале XX века их ссылали в Якутию или отправляли в дисциплинарные батальоны, то теперь они наказывались заключением в гражданской тюрьме.
С началом Первой мировой войны отказывавшихся от службы вместе с толстовцами вегетарианцев уже считали врагами государства, и власти относились к ним соответственно. Им оставалось лишь верить в то, что радикальные перемены в лучшую сторону не за горами.
В каком положении оказалось вегетарианское сообщество после Февральской революции, читайте в «КоммерсантЪ-История».
Светлана Кузнецова