Найти тему
Я сценарист!

О тонкой человеческой натуре и разрушенных мечтах

На 29-ом открытом фестивале студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна» состоялась премьера фильма «Ия» прошлогоднего призера Ильи Михеева — это уже вторая работа режиссера. «Ия» рассказывает историю простой девушки, оказавшейся объектом ухаживания гостя на свадьбе ее сестры. Как и в предыдущей работе «Шалаш», режиссер вторгается в незыблемый мир своего героя и разрушает его в одночасье. Но при этом фильм пленит зрителя детской наивностью главной героини, не вписывающейся в окружающий ее мир. А натурные кадры, отсылающие к картине Милле «Офелия», придают некую сказочность истории. Именно этому фильму Питчинги вручили свой приз — приглашение на следующую Вечеринку Питчингов. А потому не могли не расспросить Илью о творчестве подробнее.

Илья Михеев на съемках
Илья Михеев на съемках

Творчество каких режиссеров нашло отклик в вашем фильме? Показалось, что есть мотивы фильма «Меланхолия» Ларса фон Триера и «Овсянки» Алексея Федорченко, такое возможно?

Что во время написания сценария, что в период разработки экспликации отсутствовала ориентация на какие-либо фильмы. Даже внутри съемочной группы в качестве референсов мы использовали произведения живописи и работы фотографов, а не кадры из фильмов. Мне уже говорили насчёт сходства с фильмом «Овсянки» Федорченко, но, к своему стыду, я до сих пор не посмотрел этот фильм. Если же говорить о Триере, то есть лишь один осознанный оммаж в его сторону. Когда мы выбирали локацию для сцены в пруду, то наткнулись на выразительное дерево с фактурными корнями. И было принято решение снимать героинь сверху вниз, прямо на фоне этих корней. А затем ещё и оператор фильма Дима Сильницкий подснял отдельный пейзажный кадр этого дерева, и я с усмешкой воскликнул: «Ну это уже какой-то «Антихрист»!».

Бэкстейдж со съёмок короткометражного фильма "Ия"
Бэкстейдж со съёмок короткометражного фильма "Ия"

Действия фильма происходят в русской деревне, по вашему только там остались чистые и непорочные девушки?

Нет, я так не считаю. Выбор деревенской фактуры — это просто-напросто авторское сумасбродство. Это особое дыхание, пластика и персонажи. С этим интереснее работать, опять же на мой субъективный взгляд.

Почему вы решили снять фильм о взрослении с женской позиции?

В главной героине Ие я реализовал женскую сторону своей собственной натуры. Конечно, я понимаю, что в современном мире размываются понятия мужского и женского, однако, визуально тему чувственности я хотел воплотить именно через женскую пластику. Соглашусь, если мне скажут, что это клише. Но мне это было важно: вода, образ Офелии, ранимое обнаженное тело, которое постоянно вожделеет мужской взгляд. С мужским персонажем это не сработало бы так остро, на мой взгляд.

Бэкстейдж со съёмок фильма Ия". Главная героиня
Бэкстейдж со съёмок фильма Ия". Главная героиня

Вы говорите, что героиню «постоянно вожделеет мужской глаз», но она ведь вне канонов сексуальности и красоты. Что заставляет мужчину обратить на неё внимание?

Под мужским взглядом я имею в виду главного героя Никиту. Если бы это была хорошая история, то я бы сказал, что его привлек в ней довольно дерзкий характер и простодушие. Или же его поразили, как меня, невероятной красоты глаза Кати Шумаковой исполнительница роли Ии. Но мы с актером Даней Колотовым закладывали, что Ия для него лишь свадебный трофей в виде сестры невесты. Что-то вроде платка, который он выигрывает на празднике.

Помимо вожделеющего взгляда в вашем фильме очень много прикосновений и видов женского голого тела, в этом есть что-то кинестетическое. Считаете ли вы что через прикосновения актёры могут передать гораздо больше, чем словами?

Мне кажется, кино в целом должно говорить намного больше визуальными решениями, нежели литературой. Становится грустно от фильмов и сериалов, которые можно поставить на фон в качестве радиоспектакля и ничего не потерять от этого.

Постер к короткометражному фильму "Ия"
Постер к короткометражному фильму "Ия"

А не хотели бы вы снять немой фильм? И как по вашему, есть ли у тела, как инструмента, будущее в кино в эпоху цифровизации?

Если мы говорим о классическом немом кино, то это насилие над реальностью — снимать подобное сегодня. Все-таки киноэстетика сильно изменилась за сто с лишним лет. А что касается вопроса о теле, как инструменте, то это очень интересует меня. Один из моих любимых режиссёров Гаспар Ноэ филигранно использует этот «приём». И, возможно, невольно и мне хочется с этим поиграться. Я поэтому люблю современный театр, как он использует актерскую телесность, когда привычная физиология из двух рук и двух ног неожиданно превращается во что-то новое и впечатляющее.

Можно сказать, что телесный контакт между героиней и ее ухажером и есть то новое, что взбудоражило героиню и повлияло на неё?

Здесь скорее важен не сам телесный контакт, а то, что за ним стоит: внимание, интерес, желание. Подумать только, она кому-то интересна! В мире, где на тебя толком не обращает внимание родная мать, это сродни вторжению инопланетян. И, к сожалению, это проблема многих.

Раскадровка и кадр из короткометражного фильма "Ия"
Раскадровка и кадр из короткометражного фильма "Ия"

Если говорить о вашей главной героине, она ведь наивная и совсем не похожа на свою мать и сестру. Как вы считаете, это не помешает ей стать счастливой в мире, в котором она живет?

Конечно, у Ии есть шанс быть счастливой, как и у каждого из нас. Но путь к этому счастью будет непростой. Оказавшись вне системы, в которой живут ее мать и сестра, Ия столкнулась с собственным «Я» и ужаснулась тому, что она не похожа на «других». И первой же реакцией на это стало насильственное втискивание себя в те правила и устои, что в конечном счете привело ее к надлому. Однако это лишь эпизод из жизни, а не приговор. И, как понимаете, это адресуется не только к Ие, но и ко всем нам.

Бэкстейдж со съёмок короткометражного фильма "Ия"
Бэкстейдж со съёмок короткометражного фильма "Ия"

А что будет с ее сестрой?

Я, конечно, не считаю, что ее сестра несчастлива. Она просто не показывает свои переживания вовне, копит их где-то глубоко и надеется, что это никогда не выльется наружу. Безусловно, это самообман. Трагедия Полины (сестры Ии) равнозначна, просто сдетонирует позже.

Про творческий поиск: в прошлом году вы стали призером фестиваля «Святая Анна» за фильм «Шалаш». Это был чисто пацанский фильм, «Ия» девчачий. Но оба ваших фильма о жестокости судьбы, об идеалах, которые вы сокрушаете. Как думаете, поддадутся ли слому ваши новые герои, если они будут взрослыми?

Об этом как раз мой новый сценарий, который, я надеюсь, реализуется в полнометражный дебют. Там присутствует подростковая тематика, но фокус внимания распределяется и на взрослое поколение. С этим работать труднее — с каждым годом мы все крепче и узколобее в своих взглядах, поэтому, чтобы сломить взрослого человека необходимы очень серьезные предлагаемые обстоятельства.

Режиссер Илья Михеев
Режиссер Илья Михеев

Изначально может показаться, что фильм «Ия» — это история о трудностях взросления. Но затем приходит осознание, что тут все гораздо глубже. Ия не просто главная героиня, она воплощает внутреннее «Я». Которое показано в образе девушки в летнем платье с детской улыбкой на лице, молящей по ночам о счастье Бога. Такое представление переносит зрителя в воспоминания о юности, когда на все можно смотреть сквозь розовые очки. И если кажется, что от прошлых нас ничего такого не осталось, то с помощью своей героини режиссер разбивает это мнение. Через реакции Ии на происходящее он напоминает о скрытой, ранимой натуре человека. Ведь нам хочется удивляться новому, как героиня, или бунтовать, когда в жизни идет что-то не так. Но после каждого внутреннего надлома приходят изменения, которые с возрастом даются по-разному. Так исследуя восприятие героев новых обстоятельств, режиссер обнажает их истинные, неподдельные эмоции. А вот получиться ли это сделать с новыми героями — надеемся увидеть в следующем фильме Ильи.

Вручение Наталией Егоровой диплома от проекта "Питчинги" режиссеру Илье Михееву на церемонии награждения победителей фестиваля "Святая Анна"  (фото предоставлено организаторами)
Вручение Наталией Егоровой диплома от проекта "Питчинги" режиссеру Илье Михееву на церемонии награждения победителей фестиваля "Святая Анна" (фото предоставлено организаторами)

Интервью - кинокритик Диана Агаларови

#режиссер #короткометражный фильм

#кинофестиваль #молодые кинематографисты

#съемки кино #святая Анна #интервью