В начале раздела об акварели упоминалось о тоновой акварели,
когда работа выполняется каким-нибудь одним цветом, чаще черной
или коричневой краской. Одноцветной акварелью нередко пользуются
художники, особенно в эскизах и в иллюстрациях.
В описании иллюстрации М. А. Врубеля к поэме М. Ю. Лермонтова
«Демон» (выл. 1, рис. 35)
мы говорили о больших возможностях этой
техники, стоящей как бы между живописью и рисунком. Используя бе-
лый цвет бумаги и силу краски от самого светлого тона до темного,
художник получает возможность передать не только форму изобража-
емых предметов, но и пространство, свет, разнообразные материалы.
Прежде чем приступить к общей характеристике стоящей перед
нами задачи, рассмотрим какой-нибудь из предметов, участвующих в
постановке (рис. 48), и поймем основные положения, которыми нам
в дальнейшем придется руководствоваться.
Возьмем такую простую геометрическую форму, как параллеле-
пипед, служащий подставкой для кувшина. Все три видимые грани его
освещены по-разному: одна освещена наиболее ярко — ее принято на-
зывать светом; другая — смежная с ней — находится в тени, ее на-
зывают тенью; третья — верхняя поверхность параллелепипеда, осве-
щенная скользящим светом, называется полутенью (или полутоном).
Так на этой простой форме мы обнаруживаем взаимосвязь света и
формы. В зависимости от положения к источнику света предмет будет
иметь участки более освещенные или более затемненные. То же с
`полутенью, то есть с полутоном. В зависимости от того, в каких усло-
виях к свету будет находиться тот или иной предмет, полутон будет
занимать количественно большее или меньшее место.
'Свет, полутень и тень — основные и решающие условия, наблюдая
которые в натуре и пользуясь ими мы получаем возможность изобра-
жать предметы.‘Рис. 48.
'Наша постановка освещена сбоку, при этом все перечисленные
нами эффекты света наиболее ярко выражены.
Рассмотрим теперь кувшин. Он круглый и к тому же темный, а
потому переходы от света к тени на нем обозначаются менее резко.
И все же мы без труда можем определить участки кувшина, находя-
щиеся в свету, в полутени и в тени. Переходы от света к полутени
и от полутени в тень совершаются постепенно, плавно. Кроме того, на свету мы видим так называемый блик, а в тени рефлекс. Блик и
рефлекс ярче на предметах с глянцевой поверхностью и менее оче-
видны на предметах, имеющих матовую поверхность,
Кроме собственных теней мы обнаружим еще падающие тени.
Так, в нашем натюрморте падающими тенями будут: тень от кувшина
на темной драпировке, от складки свисающей материи на гипсовой
плите и справа тень от самой плиты. Каждый из предметов имеет
свой свет, свою полутень и тень. Некоторые предметы имеют блики{на кувшине, на изломе граней гипса) и тени — собственные и па-
дающие. Все это нам и предстоит передать в своей акварели.
Определив размер изображения в листе, как вы это делали при
рисовании орнаментов, внимательно прорисуйте каждый из предметов,
отметив наиболее характерные детали, границы света, полутени и тени,
места бликов и т. д. Сделайте это со всей возможной тщательностью
(рис. 47).
Затем, опираясь на опыт, приобретенный в работе с плоским ор-
наментом, начинайте выполнять задание или путем нанесения одного
прозрачного слоя на другой, или путем а-ля прима, беря оттенки цвета
по признаку светлоты сразу в нужную силу, или, наконец, сочетая оба
приема. В том и другом случае конечная цель будет достигнута, если
мы не будем забывать о главном — необходимости работать отноше-
ниями, то есть все время находить различия цвета по светлоте (свето-
силе), охватывая взглядом не узкий участок натуры, а наиболее широ-
кий в пределах возможностей зрения.
Оставляя в местах бликов бумагу чистой, составьте слабый тон
для светлых предметов — параллелепипеда и плоскости стола. Затем
определите основную силу тона кувшина и более темной драпиров-
ки. Найденным тоном соответственно покройте предметы и затем, дав
высохнуть, начинайте усиливать эти тона, находя полутона, потом те-
ни ит. д. Падающие тени делайте в заключение.
#Коллектив-авторов-Школа-изобразительного-искусства-_вып.02_-1965г#Попрограммехудучилища#Натюрморт