Найти тему
Грани преодоления

Живопись акварелью. Натюрморт. Интерьер (продолжение). ОДНОЦВЕТНАЯ АКВАРЕЛЬ

В начале раздела об акварели упоминалось о тоновой акварели,

когда работа выполняется каким-нибудь одним цветом, чаще черной

или коричневой краской. Одноцветной акварелью нередко пользуются

художники, особенно в эскизах и в иллюстрациях.

В описании иллюстрации М. А. Врубеля к поэме М. Ю. Лермонтова

«Демон» (выл. 1, рис. 35)

мы говорили о больших возможностях этой

техники, стоящей как бы между живописью и рисунком. Используя бе-

лый цвет бумаги и силу краски от самого светлого тона до темного,

художник получает возможность передать не только форму изобража-

емых предметов, но и пространство, свет, разнообразные материалы.

-2

Прежде чем приступить к общей характеристике стоящей перед

нами задачи, рассмотрим какой-нибудь из предметов, участвующих в

постановке (рис. 48), и поймем основные положения, которыми нам

в дальнейшем придется руководствоваться.

-3

Возьмем такую простую геометрическую форму, как параллеле-

пипед, служащий подставкой для кувшина. Все три видимые грани его

освещены по-разному: одна освещена наиболее ярко — ее принято на-

зывать светом; другая — смежная с ней — находится в тени, ее на-

зывают тенью; третья — верхняя поверхность параллелепипеда, осве-

щенная скользящим светом, называется полутенью (или полутоном).

Так на этой простой форме мы обнаруживаем взаимосвязь света и

формы. В зависимости от положения к источнику света предмет будет

иметь участки более освещенные или более затемненные. То же с

`полутенью, то есть с полутоном. В зависимости от того, в каких усло-

виях к свету будет находиться тот или иной предмет, полутон будет

занимать количественно большее или меньшее место.

'Свет, полутень и тень — основные и решающие условия, наблюдая

которые в натуре и пользуясь ими мы получаем возможность изобра-

жать предметы.‘Рис. 48.

-4

'Наша постановка освещена сбоку, при этом все перечисленные

нами эффекты света наиболее ярко выражены.

Рассмотрим теперь кувшин. Он круглый и к тому же темный, а

потому переходы от света к тени на нем обозначаются менее резко.

И все же мы без труда можем определить участки кувшина, находя-

щиеся в свету, в полутени и в тени. Переходы от света к полутени

и от полутени в тень совершаются постепенно, плавно. Кроме того, на свету мы видим так называемый блик, а в тени рефлекс. Блик и

рефлекс ярче на предметах с глянцевой поверхностью и менее оче-

видны на предметах, имеющих матовую поверхность,

Кроме собственных теней мы обнаружим еще падающие тени.

Так, в нашем натюрморте падающими тенями будут: тень от кувшина

на темной драпировке, от складки свисающей материи на гипсовой

плите и справа тень от самой плиты. Каждый из предметов имеет

свой свет, свою полутень и тень. Некоторые предметы имеют блики{на кувшине, на изломе граней гипса) и тени — собственные и па-

дающие. Все это нам и предстоит передать в своей акварели.

Определив размер изображения в листе, как вы это делали при

рисовании орнаментов, внимательно прорисуйте каждый из предметов,

отметив наиболее характерные детали, границы света, полутени и тени,

места бликов и т. д. Сделайте это со всей возможной тщательностью

(рис. 47).

-5

Затем, опираясь на опыт, приобретенный в работе с плоским ор-

наментом, начинайте выполнять задание или путем нанесения одного

прозрачного слоя на другой, или путем а-ля прима, беря оттенки цвета

по признаку светлоты сразу в нужную силу, или, наконец, сочетая оба

приема. В том и другом случае конечная цель будет достигнута, если

мы не будем забывать о главном — необходимости работать отноше-

ниями, то есть все время находить различия цвета по светлоте (свето-

силе), охватывая взглядом не узкий участок натуры, а наиболее широ-

кий в пределах возможностей зрения.

Оставляя в местах бликов бумагу чистой, составьте слабый тон

для светлых предметов — параллелепипеда и плоскости стола. Затем

определите основную силу тона кувшина и более темной драпиров-

ки. Найденным тоном соответственно покройте предметы и затем, дав

высохнуть, начинайте усиливать эти тона, находя полутона, потом те-

ни ит. д. Падающие тени делайте в заключение.

#Коллектив-авторов-Школа-изобразительного-искусства-_вып.02_-1965г#Попрограммехудучилища#Натюрморт