Ничто не вечно...
Неполадки с Явёнком мне пророчили с первого дня покупки, обещая мне, что я "не буду из-под него вылазить, час ездишь, десять - чинишь". Однако, вопреки злым языкам, я стабильно ездил на нём почти каждый день, и в общей сложности откатал (хотите - верьте, хотите - нет) больше четырёхсот километров. Сильно больше, но чтоб наверняка - я решил округлить, поскольку привод спидометра я, увы, до сих пор не поставил. Но исходя из протяжённости маршрутов, по которым я ездил - выходит около 420, и это я не учитывал крюки, объезды, "дай катнуться" и прочее
За всё это время Явёнок не требовал совсем никакого ухода и ремонта - даже бак я заправлял самым дешёвым 92-м, смешивая с российским двухтактным маслом всего дважды - и до сих пор в баке плещется около литра
Периодически, конечно, возникали странности в поведении - как правило, я списывал это на "характер", потому что никогда не поймёшь заранее, в какой момент и почему он может глохнуть на холостых, а когда - заведётся с полоборота в +7 и сразу, без прогрева, поедет. Единственная закономерность - после крутых, затяжных подъёмов - ему тяжело ехать дальше - сбрасывает обороты, плохо реагирует на газ - вероятно, перегрев . По возможности - его надо оставить "отдохнуть" хотя бы минут на 10-20
Более-менее я начал думать о его обслуживании относительно недавно и без особых причин. Подкачал колёса, протёр грязноватый мотор, покрасил руки в чёрный при протирке декомпрессора - ничего особенного. Проверил наличие масла в коробке - оно там было, почти без потерь, правда, уже не совсем светлое - надо бы поменять. И на следующий день после обслуживания я поехал на работу...
В этот день, словно обрадовавшись моему вниманию, Явёнок нёс меня с небывалой мощностью, в горку, с горки, и всегда набирая скорость, даже без участия ручки газа. А если немного потянуть тросик - то вовсе, казалось, был способен потягаться с любым "Кавасаки". Я едва сдерживал его на тормозах. Не знаю, какой была максимальная скорость - 40,50 километров? - но было страшновато
Явёнок примчал меня в центр за небывалые 17 минут - обычно это занимало до получаса (правда, и разгруженность дорог в 6 утра тоже сыграла свою роль). Но у отеля я услышал какой-то лязгающий звук, и, поскольку дорога шла вниз - заглушился и докатился, списав всё на случайно недожатое сцепление. Времени не было, и, наспех запарковав мопед под ёлкой, я побежал на рабочее место
После работы я собрался ехать в общагу. Завёлся с трудом, что показалось мне странным. Тем не менее, Явёнок всё так же ревел и всеми силами выражал готовность тронуться в путь под любым углом
Но когда я включил первую передачу - я почувствовал очень нестабильную езду. Колесо то "сцеплялось" с двигателем, то действовало отдельно. Всё это сопровождалось скрежетом и лязгом
Я остановился, чтобы внимательно осмотреть мопед и оценить ситуацию. Крупный плюс простой конструкции - проблему я смог определить сразу - раз двигатель ревёт и колесо крутит с переменным успехом, значит, дело в "переходнике" между ними. То есть - что-то не так с цепью
В этот момент я был рад, что не взял "Хонду", иначе бы, при подобной проблеме, я вынужден был бы разбирать весь вал, снимать пластик, обнажать двигатель, пытаться выяснить, где и какая несостыковка. Тут же я всё понял при быстром визуальном осмотре
Цепь каким-то образом слетела вовнутрь - к колесу, и цепляла его только за спицы и за счёт силы трения.
Учитывая, что под рукой из инструментов был только шестигранник, забытый в сумке - вариантов действий было не так уж и много, и все они сводились либо к доставке мопеда до общаги (точно не своим ходом), либо к поиску инструментов для обратного натяжения цепи. В частности - гаечных ключей набором, поскольку на глаз я не особо точно определяю размер
На помощь пришёл знакомый, работающий неподалёку. Благодаря ему, через 15 минут мой мопед оказался в самом подходящем и логичном месте - в сервисном центре электросамокатов
Вопреки моим ожиданиям, что местные "хипстеры" отнесутся к моему антиэкологичному чудовищу с презрением и даже ненавистью, одна часть работников тут же вспомнила детство, а другая - удивилась и принялась рассматривать этот агрегат во вех подробностях. Попутно молодой консультант выразил сожаление, что никогда не катался на бензиновом мопеде
Я получил в распоряжение все инструменты в мастерской, и за 10 минут (с учётом фотографий и вытирания рук) цепь вернулась на место. После того, как мы опробовали колесо "в свободном вращении", покрутили его на обеих передачах "на весу", и ничего плохого не произошло, я распрощался со своими "электробратьями" и поспешил в общежитие
На этом инцидент был исчерпан. Назад я доехал без приключений, хоть и стараясь меньше тормозить задним колесом - чтобы цепь, если плохо держится, не проскальзывала
Но с тех пор прошло уже несколько дней, и цепь стабильно крутит колесо и под нагрузкой, и на нейтралке. Причина проблемы осталась для меня загадкой, но, надеюсь, подобное больше не повторится
Но ключ на 14, на всякий случай, с собой лучше брать)