Найти тему
African kids

Что в имени тебе моём? Как и почему выбирают имена африканским детям.

Новорожденного в традиционных африканских обществах представляют остальным членам на специальной церемонии «имянаречения», где помимо объявления о пополнении в семействе ребенку выбирается имя. Этот ритуал, проводимый из поколения в поколение, несет особую социальную функцию и является одним из самых важных обрядов в жизни человека, поскольку считается, что имя, данное младенцу, может оказать значительное влияние на его будущее.

Несмотря на то, что каждый этнос в Африке имеет свою особенность и предпочтение в выборе имени, существуют и базовые принципы наречения отпрысков: часто детей называют в честь предков семьи, духов и покровителей рода. На выбор имени влияют также обстоятельства, связанные с местом или событием, происходившим в момент рождения или зачатия, и носящие порой негативный оттенок, такой как неурожай или засуха.

У народа йоруба, проживающего в Нигерии, Того и Бенине имя ребенку дают через семь дней после рождения. Старейшина обычно возглавляет мероприятие, читая молитвы с использованием 7 предметов, символизирующих надежду и успех, таких как соль, мед, орехи кола, сушеная рыба, вода, бобы, приготовленные с кукурузой, и пальмовое масло.

-2

Yetunde или Yewande, что означает «Мать вернулась» — имя для девочки, чья бабушка или другая родственница умерла до ее рождения. Adetokunbo — «Корона / Богатство вернулось домой» — имя «унисекс» для ребенка, родившегося заграницей.

Представители племени Акан, живущие преимущественно в Гане, называют своих детей порядковым номером, под которым он появился на свет, или соответствующим днем недели. Церемонии обычно происходят на рассвете, так как считается, что роса олицетворяет невинность новорожденного. Капельки алкоголя и воды кладут на язык младенца, символизируя разницу между правдой и ложью, которая поможет ему придерживаться истины во всем. Аналогичная традиция выбора имени существует у племен Га и Эве, где имя "день недели" существует уже по умолчанию, хотя может и не быть вписанным в официальные документы.

-3

Kofi означает «Рожденный в пятницу», и, согласно поверью, эти люди предприимчивы, свободолюбивы и склонны к соперничеству. Вероятно, самым известным Кофи является бывший генеральный секретарь ООН — ганский дипломат Кофи Аннан. Kwame — «Рожденный в субботу», и ярким представителем этого имени был первый президент Ганы — Кваме Нкрума.

В Сенегале и Южной Африке нередко можно услышать обращение к ребенку «старик» или «дедушка» — не удивляйтесь, просто родители назвали чадо в честь старших живых или мертвых представителей клана. Считается неуважением небрежно выкрикивать имена достопочтенных людей, подзывая малыша, поэтому чаще к нему обращаются ласково — Ouma (бабушка).

-4

Встречаются имена с эмоциональным предупреждением или упреком, например, в регионе Вольта пара, принадлежащая к этнической группе Эве, решила больше не заводить детей, но неожиданно на свет появилась их последняя дочь. Обозначая, что ребенок был незапланированным, ее решили назвать Melevevio, что переводится как «Ненужная». А в Зимбабве можно встретить и такие имена: Nhamo — «Несчастье» или Maide — «Чего ты хотел?»

Ajuji в переводе с хауса «Рожденный на куче мусора» — многие верят, что, дав ребенку «ужасное» имя, тем самым защитят малыша от влияния злых духов, которые обманутся и решат, что младенца не любят, поэтому впредь не будут ему досаждать.

-5

В Сомали существует уникальная система с тремя именами — одно дают при рождении, а два других — имена отца и деда. Но у многих также есть клички, которые настолько широко используются, что их можно найти даже в официальных удостоверениях личности. Наиболее распространенные мужские прозвища относятся к физическим увечьям, например, Langare (Хромой), Coryaan (Инвалид), Lugay (Одноногий) или Genay (Беззубый). Женщины, однако, в основном получают лестные эпитеты, такие как Lul (Бриллиант), Macanay (Сладкая), Cod Weyne (Красивый голос), Dahable (Золотая) и Indho Daraleey (Глаза газели).

Народ Умтата в Южной Африке проводит обряд «имянаречения» между третьим и четырнадцатым днями с момента рождения. Посреди хижины разжигают огонь из листьев, собранных с дерева сифуду; эти листья обладают исключительно едким ароматом, раздражающим рот, нос и глаза. Старшая из женщин окуривает младенца, держа его головой вниз, после чего возвращает матери, которая быстро пропускает ребенка под одной своей ногой, затем под другой. Все эти манипуляции и слезоточивый дым, гарантируют, что ребенок вырастет сильным, не робким и уверенным в себе человеком.

-6

Представители народности шона в Зимбабве очень близки к природе и часто выбирают имена, восхваляющие ее или просто выражающие благодарность, например, женское имя Mait/Mayita — «спасибо, Господи» или просто «Спасибо». Имена Kgomotso и Pumza — "Утешение" дают детям, рожденным вскоре после смерти или трагедии в семьях сесото и коса в Южной Африке. Lindiwe — «Мы ждали» — имя народности зулу, которое часто дается первой родившейся девочке после длинной череды мальчиков.

У народа акамба в Кении и Танзании церемония наречения имени ребенку проводится на третий день, причем, до церемонии новорожденный рассматривается как дух, а не как человеческое существо. В честь этого события закалывают козу или быка в благодарность духам предков за дар и плодовитость родителей. На четвертый день отец надевает ребенку на шею железное ожерелье, после чего он уже считается полноценным членом семьи, потерявшим всякую связь с потусторонним миром. В ночь после наречения родители совершают ритуальный половой акт, навсегда отделяющий ребенка от мира духов, однако, если дитя умирает до церемонии, мать становится нечистой и должна пройти специальный обряд очищения.

-7

Chege — имя мальчика популярное у народа кикуйю в Кении. Одно из его значений — «Тот, кто заботится о других людях», поэтому им часто нарекают первенцев. Известный носитель данного имени — африканец Лабан Чеге — кенийский бегун на длинные дистанции.

Во всем мире стало популярным давать детям экзотические имена, и Африка не стала исключением. Люди склонны называть своих чад в честь влиятельных, выдающихся или известных личностей. Во многих мегаполисах черного континента большую популярность набирают западные имена, особенно, среди тех, кто получил европейское образование. Бывшие колонизаторы до сих пор воспринимаются как сила, с которой нужно считаться и которую стоит копировать. Но в последнее время все чаще и чаще в адрес родителей, сделавших выбор в пользу исключительно английского или французского имени, слышится критика. В Африке проживает несколько тысяч различных этнических групп, к сожалению, постепенно теряющих свою идентичность. Имя и фамилия человека может много рассказать окружающим о том, кто он и откуда родом, традиционные африканские имена отождествляются именно с их землей и культурой.

-8

Многие публичные люди, среди которых поэтесса и музыкант Ntsiki Mazwai, задаются вопросом: "Если так безразлично относится к своему наследию, культуре и традициям, слепо следуя обычаям бывших метрополий, то как, в таком случае, мы сможем инвестировать в свое будущее, в своих детей? Неспособность понять, кто мы такие и куда идем, не способствует развитию, следовательно, мы находимся в порочном круге бедности и застоя. Африканскость не означает антизападность. Это, в первую очередь, вопрос утраченной культуры, гордости и идентичности. Путешествуя и знакомясь с новыми людьми, мы должны представляться Olusegun или Misrak, и это должно звучать гордо!"