Найти в Дзене
Кнедлик

Виталий Манский призывает нас каяться. Объясняю, в чём он не прав

Разговор Виталия Манского и Ксении Собчак о судьбах россиян. Картина маслом: режиссер, задокументировавший приход Владимира Путина к власти, и Ксения Анатольевна Собчак, которая была нашим «голосом против» на президентских выборах 2018 года.

Это видео больше походит на ещё одно проштампованное изделие с Завода имени Ахеджаковой — вот насколько похожи все эти унылые сеансы психотерапии, выкладываемые в публичный доступ по чьей-то ошибке. С конца февраля вышло очень много подобных разговоров, и если первые десять видео ещё могли произвести впечатление откровенного и неподдельного раскаяния, то сейчас всё это читается, как попытка умалить личную ответственность, размазать её по другим.

Скриншот из видео с официального канала Ксении Собчак «Осторожно: Собчак». Источник: https://youtu.be/tTntQ8SQt8o
Скриншот из видео с официального канала Ксении Собчак «Осторожно: Собчак». Источник: https://youtu.be/tTntQ8SQt8o
Я считаю, что каждый человек, обладающий паспортом гражданина Российской Федерации, ответственен за эту <неразборчиво>. Каждый.
— Виталий Манский в разговоре с Ксенией Собчак.

Размазывание ответственности между всеми российскими гражданами по признаку наличия паспорта — это очень слабый риторический приём. Мало кому придёт в голову винить того или иного человека за то, что он не выбирал, например, расовую или этническую принадлежность, гражданство, семью, какие-либо внешние признаки. Но когда наступают тяжелые времена, то благодушные интеллигенты забывают о недопустимости дискриминации в отношении больших групп людей и начинают развешивать ярлыки. Удивляемся ли мы этому? Теперь уже нет.

Давайте проведем мысленный эксперимент. Представим, что есть человек, получивший российское гражданство в 2013 году до всех тех событий, которые привели нас в точку, где мы находимся сегодня. Вопрос: несёт ли этот человек ответственность за действия российского руководства? Вторая ситуация: человек отказался от российского гражданства в пользу, допустим, казахского или эстонского. По идее, такой человек находится в сильной позиции — он принял для себя судьбоносное и, в известной степени, бесповоротное решение. Остаётся ли на таком гражданине хоть одна капелька вины за политические решения Российской Федерации?

Получается, что коллективная ответственность привязана совсем не к паспорту. Или вот другой момент: влиятельный иностранный гражданин активно сотрудничает с российской властью, устанавливает с ней долгосрочные деловые отношения, содействует покупке российских нефти и газа, а также поддерживает её сторону после событий февраля 2022 года. Неужели такой человек не должен проходить через раскаяние? Не трудно догадаться, что моя позиция заключается в том, что ответственность и вину должны испытывать только те, кто своими делами приблизили мир к состоянию вражды. Подписи этих людей есть на официальных бумагах, идентифицировать их совсем не сложно.

Неудобная правда состоит в том, что вина, в которую так деликатно пытаются рядить всех наших соотечественников, словно девушку, в жемчуга, лежит и на иностранных гражданах, и на иностранных институциях, но в первую очередь на руководителях государств, безразличие которых привело к эскалации.

И даже если мечта Манского и других людей со схожими взглядами вдруг исполнится, и каждый гражданин Российской Федерации расшибёт лоб в своём раскаянии, то среди нас обязательно найдётся тот, кто скажет: «Нет, друзья, вы не правы. Прекращайте заниматься самобичеванием». И именно тогда карточный домик всеобщего покаяния, который так долго строился, вдруг рассыпается. А для чего строился? Чтобы западный режиссёр мог без страха за своё благополучие пожать ручку российскому режиссёру?

Виталий Манский и Владимир Путин. 2000 год. Источник: Яндекс.Картинки.
Виталий Манский и Владимир Путин. 2000 год. Источник: Яндекс.Картинки.

Можно бесконечно долго просить прощения за всё на свете, посыпать голову пеплом, но мировому сообществу всегда будет мало. Они, переминаясь с украинского на суржик, а с суржика на английский и обратно, попросят уже не слова, а деньги. Потому что слов всегда мало, да и денег, если так подумать, тоже.

И наступит однажды осень, когда доведённый до состояния опустошённости и позорной нищеты нагой русский мужик побежит по простору Восточно-Европейской равнины, и никто ему не поможет. И только листопад отважится прикрыть его срам. Поймут ли люди масштаба режиссёра Манского, что не к покаянию они призывают россиян, а к самоотречению и бедности? Поймут ли они, что всё это в конечном итоге приведёт к реваншизму?

Посмотреть разговор Виталия Манского и Ксении Собчак по прямой ссылке можно здесь.

О том, почему все вдруг забыли про бабушку с советским флагом
Кнедлик16 мая 2022