Найти тему

Акции Yandex (YNDX): риски и перспективы

Оглавление

Яндекс — транснациональная компания в отрасли информационных технологий, чьё головное юридическое лицо зарегистрировано в Нидерландах, владеющая одноимённой системой поиска в интернете, интернет-порталом и веб-службами в нескольких странах.

Компания ведет свою деятельность на территории 29 стран. Наиболее заметное положение Яндекс занимает на рынках России, Белоруссии и Казахстана.

-2

Свое развитие Яндекс начинал как поисковая система.

На данный момент, Яндекс – это целая экосистема, которая включает большое количество разнообразных сервисов, пытающихся удовлетворить максимальное количество повседневных потребностей пользователя в одном месте.

Компания выделяет пять операционных сегментов бизнеса, в каждом — по несколько сервисов:

1. Сегмент «Поиск и Портал»

В сегмент входят: Яндекс Поиск, Яндекс Директ (реклама), браузер Яндекс, Яндекс Карты, Геосервисы, Яндекс 360, Яндекс Погода, Яндекс Новости, Яндекс Путешествия, голосовой помощник Алиса и ряд других сервисов.

2. Сегмент «Электронная коммерция, Райдтех и Доставка»

Райдтех включает: Яндекс Такси, Яндекс Драйв.

Электронная коммерция включает: Яндекс Маркет.

Доставка включает: Яндекс Лавка, Deli (сервис быстрой доставки продуктов в Израиле), Яндекс Еда, Яндекс Доставка.

3. Сегмент «Медиасервисы»

В сегмент входят: Яндекс Плюс, Яндекс Музыка, Кинопоиск, Яндекс Афиша и продюсерский центр Яндекс Студия.

4. Сегмент «Сервисы объявлений»

В сегмент входят: Авто.ру, Яндекс Недвижимость, Яндекс Аренда.

5. Прочие бизнес-юниты и инициативы

В сегмент входят: направление разработки беспилотных автомобилей Yandex SDG, Дзен, Yandex Cloud, Яндекс Образование, Устройства, Финтех, Толока, RouteQ.

-3

Продажа части сервисов

Однако, сервисы «Яндекс.Дзен» и «Яндекс.Новости» компания планирует продать VK.

VK подписала соглашение о покупке данных сервисов. Основные условия сделки стороны уже согласовали, но они не разглашаются. Сделку должна одобрить ФАС.

В качестве причины продажи сервисов Яндекс указывает следующие: Яндекс хочет быть технологичной компанией, а «Яндекс.Дзен» развивается больше в сторону соцсетей». Что касается «Яндекс.Новостей», то он вызывает «много критики со всех сторон».

Звучит, как мне кажется, довольно странно. Ведь Яндекс это уже целая экосистема, а не просто технологичная компания. Чтобы остаться таковой необходимо продать очень многие сервисы.

Вероятно, компания продает данные сервисы, чтобы выровнять финансовое положение, расплатиться по обязательствам и не допустить дефолт.

-4

Причем тут дефолт?

28 февраля торги ценными бумагами «Яндекса» на Нью-Йоркской фондовой бирже и NASDAQ были приостановлены.

При приостановке торгов акций класса A на NASDAQ более чем на пять торговых дней у акционеров компании возникает право потребовать обналичить облигации (досрочно их погасить в размере номинала).

Яндекс предупредил своих акционеров о риске дефолта, который возникнет в случае требования держателей облигаций ее материнской компании Yandex N.V., зарегистрированной в Нидерландах, досрочно погасить эти обязательства.

Речь идет об облигациях под 0,25% с погашением в 2025 году.

В Яндексе предупредили, что «не обладают ресурсами, необходимыми для полного погашения облигаций».

К текущему моменту, ситуация не изменилась. В отчете за 1 квартал 2022 года компания указала:

«В результате приостановки торгов на Nasdaq держатели наших конвертируемых облигаций на сумму 1,25 миллиарда долларов США с погашением в 2025 году в настоящее время имеют право потребовать от нас погашения их облигаций по номиналу плюс начисленные проценты. Как мы уже объявили в марте, в настоящее время у нас нет достаточных средств для полного погашения облигаций. На данном этапе мы ведем активные обсуждения с комитетом держателей облигаций по реструктуризации этих обязательств, и мы продолжаем делать все возможное, чтобы найти справедливое и разумное решение для всех сторон»

Влияние геополитической обстановки на компанию.

Компания не попала под санкции, но были введены персональные санкции против заместителя директора Яндекса - Т. Худавердяна.

Из-за этого ему пришлось покинуть Совет директоров и пост замдиректора фирмы.

Однако, определённые ограничения все же коснулись фирмы:

  • с 23 марта в Латвии заблокировали «Яндекс.Такси»
  • с 11 апреля Правительство Эстонии приняло решение о запрете деятельности Yandex N.V. на территории страны
  • Литва попросила ЕС заблокировать приложения «Яндекса» в сфере продаж в интернете

Помимо этого российские подразделения Яндекса могут столкнуться с серьезными проблемами относительно оборудования. Это связано с запретом на поставки в Россию полупроводников, используемые в серверах.

Также под ударом окажется разработка и запуск беспилотных авто.

Кроме того, следует ожидать дополнительных трудностей в виде прекращения работы автопроизводителей в РФ и серьезной нехватки автозапчастей. Это может существенно сказаться на сегменте такси. В связи с дефицитом запчастей для ремонта авто, следует ожидать роста цен на услуги. Но в текущих условиях, когда растет инфляция и безработица, спрос на услуги такси может упасть, так как это не первоочередная потребность.

Кризис, вероятнее всего, затронет Яндекс.Маркет, так как в связи с уходом большого количество иностранных брендов и проектов с российского рынка, сократится ассортимент продукции. Следовательно, снизится спрос со стороны потребителей. Также не стоит сбрасывать со счетов нарушения логистики.

Вместе с брендами, с российского рынка происходит отток рекламодателей. Следовательно, реклама, которая генерирует Яндексу ключевой доход, тоже под ударом.

Как обстоят дела с финансами?

Данные последствия еще не так ярко, но уже отразились на отчётности компании за 1 квартал 2022 года.

-5

Если мы посмотрим на основные показатели, то увидим, что по отношению к 1 кварталу 2021 года:

1. Выручка выросла на +45% (с 73 млрд рублей до 106 млрд рублей):

  • рост выручки от продажи рекламы на 16% (с 36 млрд рублей до 41,6 млрд рублей);
  • рост выручки в категории «поиск и портал» составил 25% (с 35 млрд рублей до 43,8 млрд рублей);
  • рост выручки по e-commerce, Райдтех и Доставке составил 61% (с 34 млрд рублей до 54 млрд рублей).

2. Скорректированная EBITDA упала на -88%

Рост убытков по убытков по скорректированному показателю EBITDA Яндекс объясняет: запланированными расходами на маркетинг и персонал, инвестициями в видеоконтент, ростом масштабов бизнеса, маркетинговыми кампаниями для поддержки роста аудитории подписчиков Яндекс Плюса, ростом цен на хостинг и мощности, используемые сервисами, и выборочным расширением штата.

3. Чистый убыток составил 13 млрд. рублей по сравнению с 3 млрд. рублей в прошлом году

4. Скорректированный чистый убыток - 8 млрд. рублей против 3 млрд. рублей в 2021 году).

-6
Комментарий Игоря Галактионова, эксперта БКС Мир инвестиций:

«Выручка IT-компании продолжает расти. Однако показатель EBITDA, даже за вычетом разовой выплаты сотрудникам, сократился на 35%. Пока, за исключением сокращения маржинальности, других существенных признаков ущерба для бизнеса в отчете не наблюдается. Более показательным может стать отчет за II квартал, где уже в большей степени могут отразиться трансформационные процессы в отрасли».

Даже по текущей цене, акции компании переоценены по мультипликаторам:

-7

Технический анализ

Акции Яндекса находятся в долгосрочном нисходящем тренде. На данный момент ничего не свидетельствует о смене тренда.

На данный момент акция находится между уровнем поддержки (1500 руб.) и уровнем сопротивления (1700 руб.).

  • При пробитии уровня поддержки – падение к 1200 руб. (при дальнейшем падении – к 1000 руб; затем – к 860 руб; далее – 700 руб.)
  • При пробитии уровня сопротивления – рост к 2050 руб.
-8

Какой прогноз дает компания?

«Учитывая значительные изменения во внешней среде и высокую степень неопределенности в отношении будущих геополитических событий, наша видимость в краткосрочной и среднесрочной перспективе ограничена. В этих обстоятельствах на наши предыдущие рекомендации на 2022 год больше не следует полагаться, и на данном этапе мы не можем предоставить никаких прогнозных комментариев. Мы можем возобновить предоставление наших финансовых прогнозов на будущие периоды, когда будет больше ясности в отношении макроэкономических показателей»

Таким образом, инвестирование в компанию содержит следующие риски:

  1. Компания попала под значительное влияние санкций.
  2. Не известны условия продажи сервисов Яндекс Дзен и Яндекс Новости. Возможно, компании эта сделка будет не выгодна. Также не известна истинная причина продажи.
  3. Высокий риски дефолта по облигациям.
  4. Акции компании переоценены по мультипликаторам.
  5. Неустойчивое финансовой положение: у компании значительно растет выручка, но при этом не растет прибыль, так как бизнес низко маржинальный. Компания ушла в убыток. Наращивает долги. Снижается EBITDA. Растут капитальные затраты. Снижается балансовая стоимость. Существенное снижение рентабельности EBITDA и чистой рентабельности с 2017 года.
  6. Компания зарегистрирована в Нидерландах. Следовательно, возможен риск заморозки денежных средств, вложенных в компанию, в случае ввода новых санкций.

Вывод: на данный момент сложно определить степень влияния текущей обстановки на бизнес компании. Решение о покупке акций компании стоит принимать после отчета за 2 квартал 2022 года.

Подписывайся на мой канал и предлагай новые акции для разбора в комментариях!

#биржа #экономика #фондовый рынок #ценные бумаги #финансовая грамотность #акции яндекса #яндекс #анализ акций #фундаментальный анализ #технический анализ