Яндекс — транснациональная компания в отрасли информационных технологий, чьё головное юридическое лицо зарегистрировано в Нидерландах, владеющая одноимённой системой поиска в интернете, интернет-порталом и веб-службами в нескольких странах.
Компания ведет свою деятельность на территории 29 стран. Наиболее заметное положение Яндекс занимает на рынках России, Белоруссии и Казахстана.
Свое развитие Яндекс начинал как поисковая система.
На данный момент, Яндекс – это целая экосистема, которая включает большое количество разнообразных сервисов, пытающихся удовлетворить максимальное количество повседневных потребностей пользователя в одном месте.
Компания выделяет пять операционных сегментов бизнеса, в каждом — по несколько сервисов:
1. Сегмент «Поиск и Портал»
В сегмент входят: Яндекс Поиск, Яндекс Директ (реклама), браузер Яндекс, Яндекс Карты, Геосервисы, Яндекс 360, Яндекс Погода, Яндекс Новости, Яндекс Путешествия, голосовой помощник Алиса и ряд других сервисов.
2. Сегмент «Электронная коммерция, Райдтех и Доставка»
Райдтех включает: Яндекс Такси, Яндекс Драйв.
Электронная коммерция включает: Яндекс Маркет.
Доставка включает: Яндекс Лавка, Deli (сервис быстрой доставки продуктов в Израиле), Яндекс Еда, Яндекс Доставка.
3. Сегмент «Медиасервисы»
В сегмент входят: Яндекс Плюс, Яндекс Музыка, Кинопоиск, Яндекс Афиша и продюсерский центр Яндекс Студия.
4. Сегмент «Сервисы объявлений»
В сегмент входят: Авто.ру, Яндекс Недвижимость, Яндекс Аренда.
5. Прочие бизнес-юниты и инициативы
В сегмент входят: направление разработки беспилотных автомобилей Yandex SDG, Дзен, Yandex Cloud, Яндекс Образование, Устройства, Финтех, Толока, RouteQ.
Продажа части сервисов
Однако, сервисы «Яндекс.Дзен» и «Яндекс.Новости» компания планирует продать VK.
VK подписала соглашение о покупке данных сервисов. Основные условия сделки стороны уже согласовали, но они не разглашаются. Сделку должна одобрить ФАС.
В качестве причины продажи сервисов Яндекс указывает следующие: Яндекс хочет быть технологичной компанией, а «Яндекс.Дзен» развивается больше в сторону соцсетей». Что касается «Яндекс.Новостей», то он вызывает «много критики со всех сторон».
Звучит, как мне кажется, довольно странно. Ведь Яндекс это уже целая экосистема, а не просто технологичная компания. Чтобы остаться таковой необходимо продать очень многие сервисы.
Вероятно, компания продает данные сервисы, чтобы выровнять финансовое положение, расплатиться по обязательствам и не допустить дефолт.
Причем тут дефолт?
28 февраля торги ценными бумагами «Яндекса» на Нью-Йоркской фондовой бирже и NASDAQ были приостановлены.
При приостановке торгов акций класса A на NASDAQ более чем на пять торговых дней у акционеров компании возникает право потребовать обналичить облигации (досрочно их погасить в размере номинала).
Яндекс предупредил своих акционеров о риске дефолта, который возникнет в случае требования держателей облигаций ее материнской компании Yandex N.V., зарегистрированной в Нидерландах, досрочно погасить эти обязательства.
Речь идет об облигациях под 0,25% с погашением в 2025 году.
В Яндексе предупредили, что «не обладают ресурсами, необходимыми для полного погашения облигаций».
К текущему моменту, ситуация не изменилась. В отчете за 1 квартал 2022 года компания указала:
«В результате приостановки торгов на Nasdaq держатели наших конвертируемых облигаций на сумму 1,25 миллиарда долларов США с погашением в 2025 году в настоящее время имеют право потребовать от нас погашения их облигаций по номиналу плюс начисленные проценты. Как мы уже объявили в марте, в настоящее время у нас нет достаточных средств для полного погашения облигаций. На данном этапе мы ведем активные обсуждения с комитетом держателей облигаций по реструктуризации этих обязательств, и мы продолжаем делать все возможное, чтобы найти справедливое и разумное решение для всех сторон»
Влияние геополитической обстановки на компанию.
Компания не попала под санкции, но были введены персональные санкции против заместителя директора Яндекса - Т. Худавердяна.
Из-за этого ему пришлось покинуть Совет директоров и пост замдиректора фирмы.
Однако, определённые ограничения все же коснулись фирмы:
- с 23 марта в Латвии заблокировали «Яндекс.Такси»
- с 11 апреля Правительство Эстонии приняло решение о запрете деятельности Yandex N.V. на территории страны
- Литва попросила ЕС заблокировать приложения «Яндекса» в сфере продаж в интернете
Помимо этого российские подразделения Яндекса могут столкнуться с серьезными проблемами относительно оборудования. Это связано с запретом на поставки в Россию полупроводников, используемые в серверах.
Также под ударом окажется разработка и запуск беспилотных авто.
Кроме того, следует ожидать дополнительных трудностей в виде прекращения работы автопроизводителей в РФ и серьезной нехватки автозапчастей. Это может существенно сказаться на сегменте такси. В связи с дефицитом запчастей для ремонта авто, следует ожидать роста цен на услуги. Но в текущих условиях, когда растет инфляция и безработица, спрос на услуги такси может упасть, так как это не первоочередная потребность.
Кризис, вероятнее всего, затронет Яндекс.Маркет, так как в связи с уходом большого количество иностранных брендов и проектов с российского рынка, сократится ассортимент продукции. Следовательно, снизится спрос со стороны потребителей. Также не стоит сбрасывать со счетов нарушения логистики.
Вместе с брендами, с российского рынка происходит отток рекламодателей. Следовательно, реклама, которая генерирует Яндексу ключевой доход, тоже под ударом.
Как обстоят дела с финансами?
Данные последствия еще не так ярко, но уже отразились на отчётности компании за 1 квартал 2022 года.
Если мы посмотрим на основные показатели, то увидим, что по отношению к 1 кварталу 2021 года:
1. Выручка выросла на +45% (с 73 млрд рублей до 106 млрд рублей):
- рост выручки от продажи рекламы на 16% (с 36 млрд рублей до 41,6 млрд рублей);
- рост выручки в категории «поиск и портал» составил 25% (с 35 млрд рублей до 43,8 млрд рублей);
- рост выручки по e-commerce, Райдтех и Доставке составил 61% (с 34 млрд рублей до 54 млрд рублей).
2. Скорректированная EBITDA упала на -88%
Рост убытков по убытков по скорректированному показателю EBITDA Яндекс объясняет: запланированными расходами на маркетинг и персонал, инвестициями в видеоконтент, ростом масштабов бизнеса, маркетинговыми кампаниями для поддержки роста аудитории подписчиков Яндекс Плюса, ростом цен на хостинг и мощности, используемые сервисами, и выборочным расширением штата.
3. Чистый убыток составил 13 млрд. рублей по сравнению с 3 млрд. рублей в прошлом году
4. Скорректированный чистый убыток - 8 млрд. рублей против 3 млрд. рублей в 2021 году).
Комментарий Игоря Галактионова, эксперта БКС Мир инвестиций:
«Выручка IT-компании продолжает расти. Однако показатель EBITDA, даже за вычетом разовой выплаты сотрудникам, сократился на 35%. Пока, за исключением сокращения маржинальности, других существенных признаков ущерба для бизнеса в отчете не наблюдается. Более показательным может стать отчет за II квартал, где уже в большей степени могут отразиться трансформационные процессы в отрасли».
Даже по текущей цене, акции компании переоценены по мультипликаторам:
Технический анализ
Акции Яндекса находятся в долгосрочном нисходящем тренде. На данный момент ничего не свидетельствует о смене тренда.
На данный момент акция находится между уровнем поддержки (1500 руб.) и уровнем сопротивления (1700 руб.).
- При пробитии уровня поддержки – падение к 1200 руб. (при дальнейшем падении – к 1000 руб; затем – к 860 руб; далее – 700 руб.)
- При пробитии уровня сопротивления – рост к 2050 руб.
Какой прогноз дает компания?
«Учитывая значительные изменения во внешней среде и высокую степень неопределенности в отношении будущих геополитических событий, наша видимость в краткосрочной и среднесрочной перспективе ограничена. В этих обстоятельствах на наши предыдущие рекомендации на 2022 год больше не следует полагаться, и на данном этапе мы не можем предоставить никаких прогнозных комментариев. Мы можем возобновить предоставление наших финансовых прогнозов на будущие периоды, когда будет больше ясности в отношении макроэкономических показателей»
Таким образом, инвестирование в компанию содержит следующие риски:
- Компания попала под значительное влияние санкций.
- Не известны условия продажи сервисов Яндекс Дзен и Яндекс Новости. Возможно, компании эта сделка будет не выгодна. Также не известна истинная причина продажи.
- Высокий риски дефолта по облигациям.
- Акции компании переоценены по мультипликаторам.
- Неустойчивое финансовой положение: у компании значительно растет выручка, но при этом не растет прибыль, так как бизнес низко маржинальный. Компания ушла в убыток. Наращивает долги. Снижается EBITDA. Растут капитальные затраты. Снижается балансовая стоимость. Существенное снижение рентабельности EBITDA и чистой рентабельности с 2017 года.
- Компания зарегистрирована в Нидерландах. Следовательно, возможен риск заморозки денежных средств, вложенных в компанию, в случае ввода новых санкций.
Вывод: на данный момент сложно определить степень влияния текущей обстановки на бизнес компании. Решение о покупке акций компании стоит принимать после отчета за 2 квартал 2022 года.
Подписывайся на мой канал и предлагай новые акции для разбора в комментариях!
#биржа #экономика #фондовый рынок #ценные бумаги #финансовая грамотность #акции яндекса #яндекс #анализ акций #фундаментальный анализ #технический анализ