"Не поверишь, цепочку поменяли, а недавно какой-то стук появился. В сервисе опять денег хотят содрать, может глянешь?" - с такой просьбой несколько дней назад ко мне обратился товарищ. На его "немце" буквально недавно была заменена цепь ГРМ, меняли её буквально 10 тысяч назад, ремонтом занимались мастера в автосервисе.
Мастера на том СТО говорят, что все выставили, как надо, претензий они на этот счет не принимают, ведь за качество запчастей не отвечают. Да и по словам владельца его Passat 2009 года едет вполне "бодро" для своих лет, так же, как и до замены цепи. А вот на холостых стали слышны щелчки, изредка что-то за крышкой ГРМ постукивает.
Как правило, посторонние звуки ничем хорошим не сулят, если они издаются от мотора. И поговорка "хороший стук наружу выйдет" тут неуместна. Поэтому машину он мне оставил в гараже, а я же принялся разбираться в чем причина. Двигатель 1.8 TSI первого поколения, и назвать его простым по конструкции язык не поворачивается. Я уже рассказывал о его устройстве и проблемах на своем канале и на собственном опыте столкнулся с его поломкой. Поэтому лезть в этот мотор мне не в первой.
Чтобы добраться до привода ГРМ, нужно немного повозиться, снять подушку двигателя, вывесив агрегат или установив на подпор, отсоединить некоторое навесное оборудование, демонтировать ремень, шкив коленвала и некоторые остальные "мелочи".
Для удобства я установил мотор на домкрат.
Спустя 1,5-2 часа передо мной открылась полная картина - цепной привод ГРМ со всеми натяжителями и успокоителями, а так же "вспомогательные" цепи на балансирные валы и маслонасос.
На первый взгляд все в норме, метки цепи ГРМ совпадают, она не болтается, отлично натянута. То же самое можно сказать и про цепь маслонасоса.
Но при более внимательном осмотре я обратил внимание на цепь привода балансирных валов. Она попросту провисла и "болталась" как на старом велосипеде. И все бы ничего, но гидронатяжитель попросту не доставал до успокоителя, из-за чего пластиковая планка ходила и "прыгала" из стороны в сторону.
Попробовал отодвинуть успокоитель в сторону натяжителя, и вправду - вот он источник стука. Не уж то натяжитель вышел из строя? Нет, он тоже оказался в порядке. Дело в растянутой цепи баланс валов. Она попросту "разбила" успокоитель до такой степени, что потеряла бОльшую часть поверхности, по которой ходит цепочка.
Вот так выглядит этот успокоитель, само собой, дальнейшая езда ни к чему хорошему не привела бы. Перескок цепи или ее заклинивание может привести к обрыву цепи ГРМ и загибу клапанов.
А вот сравнение этого изношенного успокоителя с таким же новым. Разница на лицо, от старого уже почти ничего не осталось.
Почему так произошло - ответ прост. Вместе с заменой цепи ГРМ рекомендуется и замена цепи балансирных валов. Со временем она тоже прилично вытягивается, а дальше те самые последствия, которые видны на фото выше. И это еще повезло, что товарищ вовремя обратил внимание на посторонние звуки в моторе. Некоторые водители будут ездить "до последнего", пока мотор не встанет. Залезь в двигатель чуть позже и неприятных последствий не избежать.
Сама цепь довольно короткая, но вытянулась она прилично. Вот сравнение с новой такой же цепочкой.
Странно только, что в сервисе не обратили внимание на износ этой цепи, наверняка, она уже тогда подавала признаки неисправности. Менять ее нужно хотя бы раз в 200 тысяч километров, к этому времени она прилично вытягивается, затем можно забыть о ней еще на такой же срок, если, конечно, двигатель сможет отходить еще столько же километров, что навряд ли.
Я не раз говорил и повторюсь снова - двигатели TSI довольно сложные в конструктивном плане, здесь много мелочей, на которые владельцы закрывают глаза, а затем попадают на дорогие ремонты. К сожалению, несколько владельцев у машины и пробег далеко за 200 тысяч километров ничем хорошим не сулит. Естественно, даже на 100-150 тысячах можно "угробить" любой мотор несвоевременным обслуживанием. Однако двигатели VAG концерна такого не терпят и дают о себе знать.
Обслуживайте свои авто своевременно и не руководствуйтесь поговоркой про "хороший стук". Это не только сохранит вам деньги, но и нервы.
Оставляйте свое мнение в комментариях, сталкивались ли вы с чем-то похожим, будет интересно почитать.